Аутизм – нарушение поведения и развития ребенка в основном за счет отсутствия необходимости в коммуникации с обществом. Есть и более официальное определение: аутизм (от греческого autos – сам) - состояние психики, при котором человек преимущественно замкнут и активно отстраняется от внешнего мира. Часто аутизм возникает в первые годы жизни, и в этом случае называется ранним детским аутизмом. При этом у ребенка нарушаются все сферы психики – сенсомоторная, перцептивная, познавательная, речевая и эмоциональная, а также недостаточно развивается социальное взаимодействие с окружающими.
Почему это явление
стало так распространено? Ответа нет.
В 20 веке все дети с особенностями развития попадали в изоляцию, их путь был определен: коррекционная группа в садике, коррекционная школа, инвалидность, проживание с родителями, минимум контактов. В течение последних 20 лет ситуация изменилась: об аутизме стали писать и говорить, снимать фильмы.
Вопросами причин возникновения аутизма занимаются лучшие клиники и лаборатории мира. Но пока однозначного ответа нет. Предполагается, что это некое нарушение в геноме ребенка, т.е. врожденное генетическое заболевание. Но далеко не у всех детей находят такие поломки при исследовании. Предположение об аутоиммунном воспалении мозга опровергнуто многочисленными мировыми исследованиями отсутствием специфических нейрональных антител.
Аутизм может иметь разные по тяжести и выраженности проявления – от минимальных, которые в дальнейшем превращаются лишь в особенности личности человека, его характера, его нелюдимости и сложности вхождения в незнакомое общество до очень тяжелых асоциальных форм, когда ребенок полностью погружен в свой мир без контакта с окружающей средой. И никто не знает, это одно и тоже заболевание или абсолютно разные. Так что в этой проблеме на сегодня вопросов больше, чем ответов.
Но есть вещи, которые сегодня уже можно утверждать. Независимо от причины нарушения развития и коммуникации чем раньше будет заподозрено неблагополучие и раньше начато лечение, чем раньше и правильнее подобраны занятия с таким ребенком, тем больше шансы компенсации и минимизации патологических проявлений.
Таким образом, прежде всего важно вовремя заподозрить неблагополучие. Провести медицинское тестирование, определиться с диагнозом и начать терапию – нейропсихологическую и медицинскую.
Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра не всегда очевидны в возрасте до 1 года. Поэтому для родителей момент обнаружения особенностей малыша оказывается особенно драматичным. Как правило, первый откат происходит в возрасте от года до двух лет: вдруг пропадают зачатки речи, появляются стереотипии, признаки сенсорной дезинтеграции, ребенок не смотрит в глаза, уходит от контакта. В это время родители пытаются абстрагироваться от травмирующей ситуации («нормально все, перерастет»), либо заняты поиском возможной причины нарушений.
Возраст до трех лет - это период очень высокой пластичности мозга, когда реабилитационные мероприятия наиболее эффективны.
Поэтому мы считаем крайне важным при каждом осмотре педиатра вне зависимости от причины обращения обратить внимание на поведение ребенка и провести краткое тестирование («10 признаков наличия или отсутствия расстройства аутистического спектра» - международный опросник для педиатра M-CHAT-R), задать родителям несколько вопросов, предложить ребенку простые тесты. По времени это занимает несколько минут, но дает огромную информацию для врача, заставляет родителей заострить внимание на развитии и поведении ребенка, ну и конечно, успокаивает ребенка перед дальнейшим осмотром - с ним «просто играет врач».
Если проблема выявляется, то сначала родителям предлагают понаблюдать за ребенком в течение месяца, и лишь потом повторно протестировать ребенка, уже с подготовленными родителями. У нас это делают врачи-неврологи.
Если подозрение подтверждается, то действовать необходимо в двух направлениях- обследование и начало реабилитационных занятий по установленным методикам.
Не следует ожидать, что даже самые эффективные лечебные и реабилитационные мероприятия сделают аутиста нормотипиком (т.е. обычным средним ребенком). Это, увы, невозможно. Но можно адаптировать ребенка в социуме, стимулировать развитие мышления и речи, а главное - создать для него условия, в которых его личность будет развиваться, будут развиваться и усложняться социальные взаимодействия. Дети-аутисты - это дети "без потолка" развития. Такой ребенок может после нескольких лет молчания заговорить фразовой речью; не демонстрируя высокого интеллекта в быту, он может быть невероятно талантлив в выбранной им сфере.
Труд родителей в этой ситуации - ежедневный, нередко запредельно тяжелый. Этим трудом нельзя заниматься в одиночку, равно как и неверно отстраниться от ребенка, передав его в руки специалистов. Ключевой задачей команда специалистов Ильинской больницы, состоящая из педиатров, неврологов, нейропсихологов, психологов, логопедов считает помощь родителям: принятие ситуации, сохранение семьи, обеспечение восполнения ресурсов родителей малыша – это и есть залог максимально эффективной адаптации ребенка с аутизмом среди обычных людей.