Нейропсихология – область психологической науки, основным предметом которой является изучение мозговых механизмов формирования (развития), реализации и нарушения высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы).

Нейропсихологическое обследование дает возможность описать взаимосвязи между психическими функциями человека и его мозговыми структурами, выявить возрастные и индивидуальные особенности работы мозга конкретного человека.

Современный подход, который стремительно наращивает свою доказательную базу, утверждает, что каждая зона мозга может участвовать в осуществлении различных функций, и в зависимости от текущих задач происходит объединение мозговых зон в «функциональные системы».

И если одна из этих мозговых зон нарушается (поражается в результате инсульта, онкологического процесса; не развивается вовремя в детском возрасте), то видоизменяется работа всех психических функций, которые опирались в своей работе на эту зону мозга.

Именно поэтому для точной диагностики психической деятельности используется комплекс различных методик, направленный на тестирование разных психических функций, с целью определения звена психической деятельности, которое нарушено или не сформировано.

Что такое нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихологическая диагностика – это исследование психических функций и процессов с помощью набора специальных методик (проб). Например, для исследования восприятия используют наборы различных по структуре и сложности изображений/звуков, для изучения двигательной сферы – разнообразные последовательности движений, и т.д. Несмотря на то, что нейропсихологические методики выглядят несложными для выполнения, они зарекомендовали себя как достаточно точный инструмент выявления и оценки нарушений психической деятельности.

Существует ряд отличий в проведении нейропсихологической диагностики в зависимости от возраста пациента. Во-первых, различается тот диагностический материал, который используется. Во-вторых, разнится организация самого процесса диагностики (с детьми используется больше игровых методик, наблюдения; время диагностики адаптировано под детский возраст). Также существуют отличия в выводах по результатам обследования. В результате диагностики взрослого человека чаще всего выявляются дефицитарности определенных зон и отделов головного мозга, в детском возрасте речь идет, чаще всего, о несформированности тех или иных мозговых структур соответственно возрасту. 

Основные цели нейропсихологической диагностики:

  • выявление и оценка особенностей (нарушений, дисфункций) протекания психической деятельности и ее компонентов;
  • определение связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга (либо мозга в целом).

Оценка характера выполнения и допущенных ошибок при нейропсихологическом тестировании, а также грамотное сопоставление и анализ полученных результатов позволяют не только выявить нарушение того или иного психического процесса, но и понять, насколько это нарушение связано с изменением (дисфункцией) работы головного мозга.

В последнее время появляется все больше аппаратных методов диагностики и нейровизуализации (МРТ, допплерография, КТ, ЭЭГ и т.д.), позволяющих с точностью выявить наличие проблемы в мозге. Однако несмотря на это, понять, как именно влияет (и влияет ли) выявленное нарушение мозгового вещества на функционирование психики конкретного человека, составить план реабилитационных и коррекционных мероприятий, оценить возможные ресурсы и прогноз может только человек со специальным образованием (клинический психолог).

Какова продолжительность нейропсихологического обследования?

Продолжительность нейропсихологической диагностики зависит от состояния и возраста пациента и может занимать от 40 минут до 1,5 часов. В некоторых случаях требуется несколько встреч для проведения всестороннего обследования психической деятельности (например, при выраженной истощаемости или медлительности).

Специальной подготовки к нейропсихологической диагностике не требуется. Важно, чтобы обследуемый ребенок или взрослый был сытым выспавшимся. Нежелательно проходить диагностику сразу после перенесенных ОРВИ, инфекционных заболеваний.

Если обследуется ребенок, потребуется некоторое время для того, чтобы побеседовать с родителями пациента. Специалист соберет информацию об имеющихся жалобах и затруднениях в повседневной жизни и обучении. Когда диагностика проводится для взрослого человека (особенно после травмы головного мозга, инсульта, операции), желательно, чтобы аналогичную информацию мог предоставить сопровождающий.

С собой желательно принести медицинские документы (при их наличии): медицинскую карту и заключения невролога, психиатра, логопеда, педагога-психолога из школы, а также результаты проведенных обследований головного мозга (МРТ, ЭЭГ, КТ и т.д.).

Кому полезно получить консультацию нейропсихолога?

Нейропсихологическая диагностика может быть проведена как взрослым, так и детям (в классическом варианте начиная с 5 лет).

Во взрослом возрасте нейропсихологическое тестирование имеет смысл пройти людям:

  • имеющим жалобы, связанные с изменением психической деятельности (например если вы заметили, что стали быстро уставать при интеллектуальной нагрузке, стало сложно сосредотачивать внимание, понимать прочитанный текст, ориентироваться во времени и пространстве, изменилась продуктивность запоминания, почерк, появились речевые трудности (сложно вспомнить нужное слово, речь перестала быть плавной, появились запинки в речи и др.));
  • имеющим заболевания, связанные с мозгом (например, кровоизлияния, травмы головы, опухоли головного мозга, эпилепсию, нейродегенеративные заболевания).

Нейропсихологическая диагностика показана детям, начиная с 5-летнего возраста:

  • имеющим врожденные или приобретенные патологии центральной нервной системы;
  • с задержкой психического развития (речевых, слуховых, моторных функций и т.д.);
  • имеющим трудности обучения (невнимательность, нарушения чтения, письма, счета и т.д.);
  • гиперактивным и медлительным;
  • с трудностями ориентации в пространстве (кому сложно определять право-лево);
  • собирающимся в школу (для оценки степени нейрофизиологической готовности к школьному обучению).

Что я получу в результате нейропсихологической диагностики?

После проведенного обследования специалисту потребуется время (от 1 до 3 дней) для обработки и анализа полученных результатов, составления заключения и формулировки рекомендаций.

В заключении будет отражен характер (первичный, вторичный) имеющихся особенностей протекания психической деятельности и их связь с состоянием мозговых зон, определены сохранные и дефицитарные звенья.

Рекомендации могут касаться как дальнейших коррекционных и развивающих мероприятий (тренинг когнитивных функций, нейрореабилитация, нейропсихологическая коррекция, методики и упражнения для самостоятельного использования), так и организации жизни (дома, в школе, на работе) для компенсации имеющихся трудностей, а также консультаций смежных специалистов (невролог, психиатр, логопед, дефектолог и т.д.).

Автор: Москаленко Евгения ВладимировнаМоскаленко Евгения Владимировна Клинический психологКандидат психологических наук.

Дата создания: 09.06.2022
Дата изменения: 14.02.2023
Записаться Получить мнение врача дистанционно

Спрашивайте!