Первым шагом в осуществлении психологической и психотерапевтической помощи семье и ребёнку является квалифицированная оценка имеющихся трудностей.

Патопсихологическая диагностика – это один из видов обследования психической сферы ребенка, который позволяет:

  • выявить, какие трудности на данный момент выходят на первый план, а также отметить те проявления, которые могут быть полезны для постановки (уточнения) медицинского диагноза;
  • детально изучить возможности и ограничения познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка. С помощью набора специальных методов оценивается профиль работоспособности, познавательных функций (таких как внимание, мышление, память, ассоциативные процессы), проводится оценка интеллектуальных возможностей, а также мотивационно-волевых и личностных особенностей ребенка;
  • предложить варианты решения специфических запросов (например, адаптации ребенка к изменившимся условиям - развод родителей, смена школы);
  • оценить изменения в настроении, актуальном эмоциональном состоянии, особенностях концентрации внимания, в способности к произвольной саморегуляции, работоспособности на этапе изменения или завершения медикаментозной терапии, коррекционных занятий.

Патопсихологическая диагностика в своем классическом варианте доступна, начиная с возраста 9 лет, ее проводит медицинский психолог – специалист с высшим психологическим образованием со специализацией в области клинической психологии.

Продолжительность обследования, в среднем, 1-1.5 часа, однако время рассчитывается с учетом состояния, возраста, особенностей контакта с ребенком, запроса родителей/врача. Иногда для понимания полной картины может потребоваться несколько встреч с ребенком.

Сама встреча обычно состоит из нескольких основных шагов: беседа и выполнение методик. В арсенале медицинского психолога присутствуют: опросники, специализированные тесты (например, пересказать рассказ, разложить предложенную стопку карточек в соответствии с заданием или показать цифры в определенной последовательности), проективные методики (например, ребенка просят завершить предложенную фразу, продолжить сказку, порисовать).

В процессе выполнения заданий психолог наблюдает не только за выполнением заданий, но и за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием.

После патопсихологического обследования специалист пишет заключение, в котором в структурированной форме отражены психологические особенности ребенка, причины возможных нарушений, даются рекомендации родителям относительно дальнейшей (в том числе самостоятельной) работы. 

Автор: Москаленко Евгения ВладимировнаМоскаленко Евгения Владимировна Клинический психолог

Дата создания: 01.12.2021
Дата изменения: 22.08.2022
Записаться Получить мнение врача дистанционно

Спрашивайте!