В отделение экстренной помощи поступил мальчик 9 лет.
Заболел остро:
рвота 4–6 раз в сутки,
температура до 39 °C в течение двух дней,
к вечеру второго дня — диарея более 10 раз, без крови, но с выраженными болями перед дефекацией.
Ребёнок продолжал фебрильно лихорадить, аппетита не было, пил плохо.
На третьи сутки мама привезла его в Ильинскую больницу: сохранялись рвота, диарея, высокая температура, сильное недомогание и боли в животе.
Со слов мамы: «Так плохо он ещё никогда не болел».
Анализ крови: без выраженного воспаления, лёгкая лимфопения.
СРБ — 18 мг/л.
КЩС: компенсированный метаболический ацидоз.
Гипонатриемия.
Признаков острой хирургической патологии нет.
Экспресс-тест кала на вирусы: ротавирус — положительный.
Начата инфузионная терапия: выраженное обезвоживание + неэффективность домашнего выпаивания.
Классическая картина вирусного гастроэнтерита вроде бы налицо:
положительный ротавирус,
спокойный анализ крови.
Но настораживали:
тенезмы,
озноб, выраженная интоксикация,
высокая частота стула,
и… интуиция мамы, которая в педиатрии нередко оказывается дополнительным клиническим маркером.
УЗИ показало выраженный колит, типичный именно для бактериальной инфекции.
С учётом тяжести состояния принято решение начать эмпирическую антибактериальную терапию до получения результатов посева.
И уже к вечеру ребёнок дал многократный кровавый стул (до 20 эпизодов) и сильные ложные позывы — что подтвердило правильность выбранной тактики.
На фоне инфузий и антибиотика состояние ребёнка стало улучшаться:
температура нормализовалась,
боли в животе ушли,
кровавый стул прекратился.
Посев кала: Salmonella enterica ser. Enteritidis (группа D), чувствительная к назначенному препарату.
С высокой вероятностью именно сальмонеллёз был ведущим заболеванием, а ротавирусный тест мог быть либо ложноположительным, либо отражать сопутствующую, но клинически менее значимую инфекцию.
Большинство кишечных инфекций у детей — вирусные.
Но бактериальные инфекции никуда не делись, и клиника иногда подбрасывает нам «подводные камни».
А интуиция мамы — это не научный термин, но очень ценный элемент анамнеза. И её нельзя недооценивать.
Флоринская Евгения Борисовна Педиатр, неонатолог