Одной из самых злободневных тем для родителей является адаптация к детскому саду. В этой статье мы рассмотрим основные принципы успешной адаптации. Мы поговорим о детях без значимых нарушений развития.
Адаптация к саду приходится в среднем на возраст двух-трех лет ребенка. Даже если она началась чуть раньше либо позднее, зависимость малыша от взрослых крайне велика. Эта зависимость пока выражается непосредственно – физическое присутствие заботливого взрослого человека рядом очень важно для ребенка. Поэтому успешная адаптация возможна, если воспитатель детского сада также сможет выступать фигурой, которой ребенок доверяет.
Ребенок в норме к 2-3 годам научается разграничивать круг своих и чужих. И поэтому он может не «принять» воспитателя сразу. Способность к различению круга близких и чужих полезна. Но скорость адаптации к новому взрослому будет у каждого малыша своя. В среднем к первым новогодним каникулам дети уже легче и охотнее идут в сад, привыкают к воспитателям.
Для этого важно создать у ребенка ощущение, что сад — это безопасное место, а воспитатель – надежный и добрый взрослый. Это совместная работа как родителей, как и работников сада.
Для начала в безопасность стоит поверить самим родителям. Для этого нужно выбрать сад, познакомиться с воспитателем, заручиться его поддержкой. Можно заранее обсудить то, что важно именно вашему ребенку. Уместным будет подсказать воспитателю, какие способы успокоения всегда работают. Не стоит бояться несогласия, как и не стоит ожидать, что воспитатель будет действовать только по вашей инструкции. Но открытая коммуникация с самого начала позволит вам легче договариваться в случае трудностей. Вы будете лучше осведомлены о требованиях сада, а воспитатель – об особенностях ребенка.
Это часть работы родителей, которую стоит сделать еще до первого дня пребывания ребенка в саду.
Еще одним моментом в подготовке родителей будет оценка их способностей и методов выдерживать трудные эмоции малыша. Вам могут понадобиться новые наработки и старые лайфхаки и навыки утешения в случае если ребенок станет протестовать против нового режима жизни.
Во всяком случае ваше отношение к саду как к месту, куда вы готовы отвести ребенка со спокойным сердцем, значительно облегчит адаптацию. Маленькие дети чутко считывают настроение родителей. Ваши тревоги и недоверие к саду, неуверенность в том, что вы делаете, легко передадутся малышу. Поэтому первый этап адаптации к детскому саду – это принятие решения родителями и выбор конкретного сада и группы.
Следующим этапом, еще до того, как вы приведете ребенка на его первые два часа в группу, является заочное знакомство с садом. Книги о садике, прогулки на детской площадке близ сада, разглядывание его территории и играющих детей, общение с семьями, где дети уже ходят в сад, – все это поможет ребенку узнать о том, что такое детский сад. Конечно, нужно рассказывать неоднократно ребенку о садике, его преимуществах, устройстве, распорядке и режиме. К моменту похода в сад это должно стать привычной темой.
Третьим важным этапом подготовки является развитие у ребенка навыков, нужных в саду. Самостоятельное распознавание позывов в туалет и пользование горшком, умение засыпать самостоятельно на дневной сон, навык пользования ложкой и способность надеть колготки стоит потренировать заранее. Но не стоит излишне строго сообщать ребенку о том, что это обязательно нужно «для сада» или пугать его. Важно избегать лишнего давления и риска «зарядить» тему сада чрезмерно. Простая тренировка навыков как часть домашней рутины подготовит ребенка достаточно. Известны случаи, когда дети быстрее овладевают навыками в компании сверстников уже в саду, потому не стоит добиваться идеального исполнения к первому посещению группы. Но повысить уровень самостоятельности ребенка стоит несколько заранее.
Важно при этом помнить, что все дети разные, и темп их развития тоже разный. Как бы ни справлялся ваш малыш с первой пробой самостоятельности, не стоит строго сравнивать его с другими. Есть дети, которым сад не подходит вовсе. Но прежде, чем окончательно принять решение в пользу отказа от ДОУ, можно попробовать помочь ребенку привыкнуть.
Жесткой рекомендации водить или не водить ребенка в сад – нет и быть не может. Кроме потребностей самого ребенка важным фактором в принятии решения здесь выступает уклад жизни семьи. Ситуации в семьях значительно разнятся, и иногда сад – это оптимальное решение с точки зрения благополучия всех ее членов. В других случаях сад может быть не так важен для оптимизации жизни семьи. В таком случае, если ребенок идет в группу неохотно, можно не бояться, что он что-то упустит. В возрасте до 5-6 лет социализации ребенка радикально не навредит отсутствие сада в его жизни. Дети на детских площадках, малыши на кружках и развивающих занятиях, братья, сестры и другие родные – достаточный в этом возрасте круг общения. Позднее, ближе к школе, можно отдать ребенка в подготовительный класс.
Однако решение в пользу сада может быть принято не только исходя из идей социализации ребенка, но и для социализации мамы (или другого заботящегося взрослого). Для выхода из рутины круглосуточной заботы о ребенке нужно время, проведенное без ребенка. Социальная изоляция родителей не способствует их качественному общению с детьми. Поэтому даже без необходимости выходить на работу родители могут нуждаться в том, чтобы ребенок посещал ДОУ. Не настаивая на безоговорочной любви к садику, все же можно найти удобный режим его посещения.
Итак, факторами, которые следует учесть в сопровождении адаптации ребенка являются:
Важно ориентироваться не столько на возраст ребенка, сколько на готовность. О необходимых навыках мы уже писали выше. С эмоциональной точки зрения ребенок должен быть готов переживать расставание на часть дня. С этим пунктом тесно связано принятие решения о длительности пребывания ребенка в саду.
Стандартно от полутора лет возможно посещение группы кратковременного пребывания, после трех – полный день. Однако диапазон нормальных реакций детей очень велик. Если ребенок двух лет охотно играет с другими детьми, после разлуки встречает маму радостно и продолжает удовлетворительно спать ночами, то два-три часа пребывания в саду допустимы. Другой пример: ребенок старше трех лет, но не идет на контакт с другими детьми в группе, не может уснуть в тихий час. Это тоже встречается в норме, но дополнительно увеличивать время пребывания в саду не стоит.
При этом необходимость работать может вынуждать родителя оставлять ребенка дольше, чем хотелось бы. В таком случае можно взять отпуск на период адаптации ребенка, чтобы к моменту его выхода на полный день, ваша эмоциональная связь была налажена достаточно. Разумеется, и помощь психолога будет уместна в случае трудностей.
Однозначно личность воспитателя имеет значение в выборе сада и группы. Жестокие и невнимательные люди не могут полноценно удовлетворять потребности ребенка. Однако не спешите с выводами, если стиль общения воспитателя отличается от вашего. Здесь важно определить для себя четко список вещей, которые для вас неприемлемы. Непривычные манеры за пределами этого списка могут стать поводом для того, чтобы понаблюдать. Так бывает, что ребенок на особенности воспитателя реагирует иначе, чем родитель. Бывает полезной и разница в поведении родителя и воспитателя. Если воспитатель ребенка не обижает и не пренебрегает его нуждами и безопасностью, опыт общения с другим взрослым может обогатить.
Категорически неприемлемыми считаются все наказания, приносящие ущерб физическому и психическому здоровью ребенка. Кроме очевидного жестокого обращения, ситуации, когда ребенка оставляют одного в группе, запирают, публично ругают за нежелание есть или спать, критикуют, пугают тем, что не придут родители и т.п. – это повод не только сменить группу или сад, но и составить жалобу руководству для защиты других детей.
Напротив, необычные творческие решения воспитателя, которые вам не близки, но безопасны, можно рассмотреть поближе и возможно, взять себе на заметку.
Мы уже упоминали, что при принятии решение о посещении сада важна семья и ее позиция. Если родители считают нужным посещение ребенком ДОУ, то важно сформулировать в первую очередь для себя – зачем. В моменты сопротивления ребенка родителям будет проще быть последовательными в своем поведении, если они четко понимают смысл посещения сада.
Это согласованность действий всех взрослых, участвующих в адаптации ребенка, между собой. А также предсказуемость и постоянство требований, предъявляемых ребенку. То есть если принято решение о посещении сада, то в присутствии ребенка его одинаково должны поддерживать и папа, и мама, и бабушка. Также важно, чтобы был выстроен постоянный и понятный режим посещений. Если ребенок сегодня может пойти в сад, а завтра нет; либо с бабушкой можно уйти пораньше, а с папой нельзя, то это будет дополнительно повышать детскую тревогу. Хаотичность требований затрудняет адаптацию. Единообразие действий родителей в процессе привыкания к саду – очень важный фактор.
Для того, чтобы выдерживать детское несогласие с новым режимом, которое может возникнуть, нужны наработки. И, опять же, согласованность между родителями. Очень важно создать ритуалы прощания и воссоединения малыша и взрослого до сада и после. А реакция на слезы по поводу нежелания идти в сад должна быть мягкой, но не нарушающей режима. Нельзя неожиданно поворачивать домой от сада из-за слез: важно помочь ребенку переживать разлуку, убедиться, что она временная. Но отменить свое решение на пол пути – значит закрепить реакцию страха на детский сад.
Способов справиться с эмоциями может быть несколько. Для каждого малыша будет работать что-то свое. Но общий смысл послания родителей должен содержать
Последний пункт требует пояснений. Для ребенка так трудны разлуки потому, что он не знает, как взрослый, что за каждым расставанием бывает встреча. А также может воспринимать разлуку как отвержение. Важно помочь ребенку усвоить ваше знание о том, что и в разлуке он любим, а также же о том, что всегда наступает встреча после нее. Неизменность встреч будет показана практикой. Но на первых порах ребенку может понадобиться помощь. Здесь открывается целое пространство для творчества😊 Самый распространённый способ: дать ребенку с собою свою вещь в качестве символа любви. Иногда дети сами выбирают игрушку как «часть дома» и не расстаются с ней в саду. Иногда нужно помочь ребенку такой символ обрести. Вполне подходит вариант сходить вместе в магазин и выбрать «маминого помощника». Он будет с ребенком в саду рядом. Милая игрушка, наделенная мамой (или другим заботящимся взрослым) «магическими» свойствами защитника поможет ребенку в моменты грусти.
Индивидуальные особенности вашего ребенка могут влиять на то, как он переживает трудности адаптации.
Яркие признаки того, что нужно обратиться к психологу и временно снизить (или вообще убрать) нагрузку сада:
Однако обратиться к психологу стоит не только в случае явных признаков дезадаптации. Участие психолога способно значительно облегчить привыкание к саду не только для ребенка, но и для родителей, и прожить этот этап с большим пониманием и радостью.