В предыдущей статье мы говорили о том, как готовность к школе
появляется, и как родителям помочь ребенку ее достичь. Если ребенок дошел до нужного
уровня психологической зрелости к моменту поступления в первый класс, то
обучение и адаптация к школьной обстановке будут даваться ему значительно
легче. Когда ребенок не тратит много сил на то, чтобы выдержать время урока сидя
за партой, он имеет возможность уделить внимание другим вещам.
Знакомство с одноклассниками, контакт с учителем, школьный распорядок, соблюдение общих правил – все это требует привыкания. Даже при наличии готовности социализация ребенка после поступления в школу требует времени. Дети впервые узнают о дружбе, учатся приходить к компромиссам сознательно, пробуют уступать и отстаивать свои интересы. В этот период ребёнок может чувствовать растерянность, даже если он общительный. А если склонен к одиночеству – тем более. Ко всему добавляется возрастающая сложность учебных заданий, вопросы дисциплины и требовательности учителя.
Дети могут нуждаться в проводнике в этот новый мир. Родитель, безусловно, может сыграть эту роль, налаживая контакт со школой, другими родителями и собственным подрастающим ребенком.
Обсудим в этой статье важные факторы, на которые родителям стоит обратить внимание. Разберемся, как сопровождать адаптацию своего ребенка и уменьшить стресс от новой среды общения.
Итак, внимательный выбор первого учителя будет основным заделом для адаптации к школе. Учитель – фигура, к которой ребенок очень сильно эмоционально привязывается, которого уважает, а в некоторых вопросах слушает даже больше, чем родителя. Поэтому имеет значение, насколько учитель готов поддерживать ребенка в случае неудач, а также насколько он открыт к диалогу с родителями. Сообщение учителю об особенностях ребенка – большая помощь и ребенку, и педагогу. Однако родители должны также доверять учителю, не испытывая нужды контролировать его работу постоянно.
Хорошим признаком здоровой атмосферы в начальной школе будет проведение классных часов, игровых мероприятий, чаепитий, где дети общаются, играют, а также концертов и выступлений, куда приглашают родителей. Так ребенку будет легче привыкнуть к учителям, подружиться с детьми, а родитель сможет бывать в школе и доверять ей. Учитель в младших классах должен выполнять функцию не только преподавателя, но и воспитателя. Дети еще только учатся жить в коллективе, а значит, быть дружными, доброжелательными их нужно научить.
На уроках разобраться в детских конфликтах у преподавателя зачастую возможности нет. Совместное время после уроков, продленка и школьные экскурсии – хороший способ сплочения коллектива. Родители вправе инициировать школьные мероприятия, а также быть в курсе отношений детей в классе. В случае если кого-то систематически обижают, первым этапом успешного решения будет хороший контакт учителя и родителя.
Дети в начальной школе придают большое значение отношениям с одноклассниками. Они только учатся дружить, понимать, на каких условиях они готовы общаться, что им нравится и не нравится в других людях, как выбирать свой круг. Их симпатии могут казаться непрочными или неожиданными, а ссоры смешными. Однако важно воспринимать их всерьез. Ребенок придает им большое значение. Именно возраст 7-9 лет – это тот самый возрастной этап, когда для ребенка ориентация на коллектив детей и учителя выступает как самостоятельная ценная задача. Этот путь не бывает абсолютно гладким и легким, но важно, чтобы ребенок продолжал пробовать общаться. Как правило, когда социальная адаптация ребенка протекает нормально, он много рассказывает о школе, активно говорит об одноклассниках, об отношениях, о приключениях, ссорах, примирениях, курьезных ситуациях. Это во многом занимает его мысли, и даже при наличии сложностей ребёнок вовлечен в общение, стремится проводить время с другими детьми. Ссоры и жалобы на других одноклассников могут быть чаще или реже и представляют собой нормальное следствие адаптации.
Тем не менее, родителям стоит обратить особое внимание на состояние ребенка и обратиться к психологу в случаях если:
В каждом из случаев будет своя стратегия помощи ребенку. Однако среди перечисленных признаков в поведении ребенка нет таких, которые можно было бы пустить на самотек. Совместно с учителем, другими родителями, администрацией школы и специалистами-психологами можно разобраться в проблеме глубже. Тем не менее есть универсальная позиция, которую стоит занять родителю в случае подобных проблем. Это, как вы наверняка догадались, поддерживающая позиция для ребенка.
Важно:
В каждом из этих случаев психолог может помочь родителю выяснить больше о проблеме ребенка, выстроить тактику помощи ему. Бывает необходимо поддержать контакт родителя и ребенка друг с другом в сложный период. Даже если вам трудно сформулировать, что именно вас настораживает или беспокоит, не стоит откладывать поход к психологу. Возможно, нескольких встреч будет достаточно, чтобы обрети уверенность и спокойствие.