Обсудим, откуда берется готовность к школе, и на что обратить
внимание, чтобы ребенку было легче начать учиться. В этой статье мы говорим об
адаптации детей без значимых нарушений развития, так как тема обучения в школе
при наличии у ребенка диагноза требует отдельного внимательного рассмотрения.
Возраст поступления в школу разниться, и разброс довольно широк – от 6 до 8, а иногда и 9 лет. Такая разница обусловлена индивидуальными особенностями детей и является нормальной. Готовность к школе не стоит предсказывать только лишь на основании возраста ребенка.
Считается, что в среднем к 7 годам ребенок в своем развитии доходит до того момента, когда его ведущей деятельностью становится учебная. Речь не о том, что все чаще дошкольник по инициативе родителей занимается чтением или математикой на развивающих кружках. Ведущая деятельность определяется не количеством учебных занятий, которые предлагают ребенку взрослые.
Это термин, предложенный ученым-психологом и педагогом Л.С. Выготским. Он описывает внутреннюю логику развития психики ребенка. В каждом возрастном периоде у ребенка доминирует потребность в какой-то деятельности. Именно через нее он познает мир. Удовлетворение этой потребности – залог развития психики и последующей смены ведущей деятельности на более сложную.
Ее принято измерять тестами, проверяя знания и умения ребенка, приобретенные к 6-7-8 годам. Однако тесты отражают лишь часть готовности и дают не много информации родителям. Если родители сталкиваются с вердиктом «не готов к школе», слышат рекомендацию «подождать годик», они все еще остаются в неведении о том, как помочь ребенку. Случается, что они решают подготовить его дополнительными упражнениями по книгам или самостоятельным обучением дома. Действительно, в какой-то мере умение читать, считать и писать поможет ребенку легко осваивать программу первого класса, уделяя больше времени общению. Однако сами по себе знания не говорят о готовности к школе.
К моменту, когда у ребенка возникает готовность к обучению, внутри его психики происходит шаг к психологической зрелости. Его ведущая деятельность сменяется с сюжетно-ролевой игры на учебно-познавательную активность. Это естественный процесс, он не управляется только требованиями и количеством заданий извне. Происходит он благодаря тому, что ребенок насытился предыдущей ведущей деятельностью, и у него формируется мотивация познавать мир дальше. У ребенка, который в дошкольном возрасте много играл, свободно манипулировал разными предметами, придумывал сюжеты и сценарии игры, внутри назревает потребность в обучении. И уже именно тогда окружение ребенка и среда его развития должны своевременно ответить ему этот вызов. Удовлетворить его потребности может, например, школа. Внешне такой ребенок демонстрирует не только умение считать или знание букв, но и любознательность, интерес к обучению.
Способность ребенка к саморегуляции тренируется в играх. Удерживать внимание и не отвлекаться становится постепенно легче. Для школьного обучения это важно.
Конечно, на интерес к обучению у ребенка влияет множество других факторов, а не только внутренняя готовность. Один из них – отношение родителей к теме обучения. Если тема очень значима и заранее ставки очень высоки, то даже ребенок, созревший для обучения в школе, может сопротивляться.
Но что же происходит, если ребенок не готов просто потому, что не накопил еще достаточно игрового опыта? Он также будет нарушать строгий процесс обучения: отвлекаться, забывать, играть. Дети не делают это специально, они лишь опираются в каждый момент времени на ту психическую структуру, которой обладают. И если у ребенка нет готовности к обучению, самостоятельно он удерживать внимание на уроках не сможет. Его ведущей деятельность остается игровая, и только так он может познавать мир. Строгость и давление не всегда помогают развитию усидчивости, но вполне могут навредить природной любознательности и даже отношениям родителя с ребенком.
Важно понимать, что игровая деятельность не противопоставляется учебной. Даже школьная программа учителей начальных классов включает игровые материалы, яркие и наглядные пособия. А если мы говорим о ребенке, которого в школу пока не берут, либо он еще мал, то доля игры в познании мира должна стать еще больше. Поэтому первым логичным и компромиссным решением для родителя будет помощь в обучении ребёнку обязательно в игровой форме. Стоит позволять и движение. Можно предложить ребенку двигаться, ходить и даже прыгать и бегать, пока он учится. Если запоминает буквы, то рисовать их смешными, петь их на веселые мотивы, считать предметы на прогулке или глядя в окно и так далее. Этот же прием поможет избежать ребенку возникновения ассоциации учебного процесса с неудачами. Если готовности к школе нет, а ребенка заставляют сидеть за партой, постоянно не получаются задания и сосредоточиться тяжело, то и школа будет заранее вызывать страх. Стандартная ситуация школьного обучения будет связана у ребенка с негативными переживаниями.
Итак, подытожим: в действительности учебная деятельность вырастает из игровой.
Второй и не менее значимой идеей для помощи ребенку является создание условий для свободной игры. Даже если ребенок готовится к школе исключительно в игровой форме, его распорядок дня должен включать игру, свободную от всякого направленного воздействия и учебных целей. Смысл такой игры заключается не только в отдыхе от обучения для родителей и ребенка. Как мы сказали, одна ведущая деятельность развивается непосредственно из другой, предшествующей ей. Таким образом, чем больше ребенок играет сам, чем больше общается с другими детьми, тем легче ему фантазировать и придумывать самостоятельно, произвольно, целенаправленно. Родителям не стоит беспокоиться, что, играя, балуясь и дурачась, ребенок «теряет время». Если мы говорим о психически здоровых детях, то игра сама по себе выполняет развивающую функцию. Произвольная игра – залог саморегуляции.
Родители, если им не хочется оставаться в стороне, могут обогащать среду вокруг ребенка. Пусть в доступе будут краски, мелки, счетные палочки и картон, шарики и мячи.
Еще одним удачным решением в подготовке к школе выступают игры по правилам и командные игры. Участие родителей в настольных семейных играх – тоже отличный способ поддержать ребенка. Настольные игры и игры с правилами развивают усидчивость, внимательность, умение следовать предписаниям. Такой же эффект могут давать занятия спортом или творчеством с преподавателем.
Третьим вариантом помочь ребенку является организация режима дня. Важно научить школьника замечать свою усталость.
Нужно устраивать короткие перерывы во время любых занятий, требующих сосредоточенности, показывая ребенку, как снимать напряжение. Даже если это свободная игра, а тем более если игровое занятие, перерывы на отдых, пересказ впечатлений, общение с другими детьми и перекус можно устраивать по расписанию. Это может помочь детям, склонным к неусидчивости, или наоборот, с головой надолго «уходящим» в один процесс.
Без умения замечать усталость и вовремя отдыхать ребенок будет переутомляться, отвлекаться, либо вовсе не сможет усваивать материал в школе. Умение удерживать внимание на важном занятии можно начинать тренировать даже просто по 10 минут в день: дать ребенку задание посчитать всех птиц за окном, пролетающих мимо. В придумывании игровых заданий родители вольны проявлять творчество.
Однако повторимся, обучение ребенка на дому – это не основная цель в подготовке к школе. В первую очередь важно создать условия для свободного развития и «дозревания» психики. Родитель, играя и предоставляя возможность играть, оберегая познавательный интерес ребенка от давления со стороны, дает ребенку возможность сформировать свою учебную мотивацию за счёт смены ведущей деятельности по внутренним законам психики. Конечно, подсказывать и предлагать новые задания вполне возможно: так родитель стимулирует интерес и расширяет «зону ближайшего развития» ребенка. Это еще один термин, который обозначает круг того, что ребенок еще не может сам, но уже может освоить вместе со взрослым.
Самостоятельно родителям может быть очень сложно продумывать развивающую среду, поддерживать игры ребенка и создавать условия для подготовки к школе. Это не значит, что родители не справляются, ведь на жизнь семьи влияет большое количество ситуаций, в том числе стрессовых. Препятствием может быть и простая усталость, и особенные потребности других членов семьи. В таком случае можно обратиться за поддержкой к психологу. Он поможет выявить мешающие факторы, определить основные затруднения и помочь их разрешить.
Иногда достаточно нанять репетитора для ребенка, который поможет делать домашние задания, поскольку напряжение между детьми и родителями по поводу уроков и оценок часто портит их отношения. Иногда нужно психологическое сопровождение семьи или специальные занятия для ребенка. Важно вовремя обратиться к специалисту и получить рекомендации.