Диагноз СДВГ сегодня на слуху. Все чаще мы наблюдаем детей, которые страдают от гиперактивности и дефицита внимания, и это отнюдь не из-за плохого воспитания. Как при вирусной инфекции ребенок не может контролировать температуру тела, так и при СДВГ он не способен контролировать свое поведение.
Это расстройство отрицательно сказывается на адаптации ребенка к детскому коллективу, нарушает процесс обучения, в связи с чем требует профессионального наблюдения и специфической терапии.
Как правило, СДВГ возникает из-за сочетания факторов, в ряду которых наследственная предрасположенность, патология развития нервной системы, психосоциальные факторы.
Наследуемость СДВГ одна из самых высоких и составляет 70-80%. Часто на приеме выясняется, что у одного из родителей в детстве отмечались признаки гиперактивности и дефицита внимания.
Согласно статистике, СДВГ встречается у 5-12 % детей по всему миру, чаще у мальчиков.
Основные симптомы СДВГ делятся на 3 группы: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.
Во многих случаях симптомы СДВГ сохраняются во взрослой жизни.
С возрастом симптомы становятся менее выраженными, и человек к ним привыкает. Такие люди часто откладывают дела, не доводя их до конца, быстро теряют интерес к работе, из-за чего часто ее меняют. То же самое происходит в личной жизни — частая смена партнеров, череда «неудачных» браков и постоянная нестабильность.
Диагностикой и лечением СДВГ занимается врач-психиатр. В процессе консультации он отмечает необходимые критерии, без наличия которых установление диагноза будет неправомерным.
Так, например, симптомы должны наблюдаться на протяжении как минимум 6 месяцев, в результате чего адаптация ребенка должна быть нарушена в двух и более сферах, будь то домашние занятия, общение в детском коллективе или на игровой площадке.
Первые проявления СДВГ отмечаются, как правило, до возраста 7 лет. Если на приеме оказался ребенок старше, то врач задает уточняющие вопросы родителям и соотносит анамнез ребенка с актуальным состоянием. Например, то, как протекала беременность, зачастую оказывает не меньшее влияние на возникновение расстройства, чем наследственность. Важно знать все детали жизни ребенка от момента зачатия до особенностей раннего развития, в частности его поведения на различных этапах жизни.
СДВГ часто является сопутствующим синдромом, а иногда наблюдаемые нами симптомы могут оказаться отражением иного соматического состояния.
Необходима комплексная терапия. Регулярные занятия с психологом, основой которых будет поведенческая терапия, помогают адаптировать ребенка к социальным нормам поведения, учитывая его особенности. Таким образом он может продолжать обучение в обычной школе и достигать успехов наравне со сверстниками.
В ряде случаев требуется медикаментозная поддержка, способствующая повышению концентрации внимания, облегчающая процесс обучения и жизни ребенка.
Не менее важный элемент терапии — это работа с семьей и окружением. Процесс воспитания ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеет ряд особенностей, о которых должны быть информированы не только родители, но и няни, воспитатели, учителя.
Главное — не списывать поведение ребенка на дефекты воспитания или нехватку дисциплины, как это чаще всего принято делать в обществе. Признаки нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности — это повод обратиться к специалисту и помочь ребенку, ведь прежде всего страдает его способность к обучению и адекватной социализации.