Логопед – это специалист, который занимается выявлением и коррекцией речевых дефектов. Вопреки расхожему мнению, работа логопеда заключается не только в постановке правильного произношения звуков. Помощь данного специалиста неоценима при восстановлении после инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и других заболеваний центральной нервной системы. Логопед помогает подготовиться и адаптироваться к школе, сформировать навыки усидчивости, внимания. Кроме того, деловые переговоры и публичные выступления требуют правильной и красивой речи. В таком случае работа проводится над постановкой голоса, коррекцией звукопроизношения, улучшением ораторского мастерства. Заниматься и совершенствоваться можно в любом возрасте.
Если ребенок не говорит или говорит плохо, важно разобраться в причинах расстройства. От этого будет зависеть выбор стратегии коррекционной работы.
Одному ребенку достаточно регулярного выполнения заданий, направленных на развитие фонематического слуха и улучшение артикуляции. Другому необходимы систематические занятия по развитию всех структурных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики). Некоторым детям нужна помощь логопеда в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями (ведение пациента совместно с педиатром, нейропсихологом, физиотерапевтом и др. специалистами).
Во всех случаях нельзя доводить до критической ситуации. Раннее начало коррекции позволяет быстрее справиться с проблемой и предотвратить нежелательные последствия, такие как автоматизация неправильно сформированных навыков в устной и письменной речи, невротизация состояний.
Логопед работает с детьми, имеющими проблемы в развитии вследствие различных состояний и заболеваний:
Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Дизартрия - нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Афазия - расстройство уже сформировавшейся речи.
Заикание - расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов.
Дисграфия - частичное нарушение письма, обусловленное несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма, и выражающееся в повторяющихся, стойких ошибках.
Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению.
В программу нейрореабилитации пациентов с последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции и других заболеваний центральной нервной системы (ЦНС) входят занятия с логопедом.
Логопед помогает взрослым при:
Дисфагии - патологическом состоянии, при котором нарушается акт глотания.
Дизартрии - нарушении произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающем в результате поражения нервной системы.
Афазии - расстройстве ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь)
Логопедические занятия в зависимости от диагноза направлены на:
Для коррекции работы мышц мимической мускулатуры используется логопедический массаж, в том числе с применением техники кинезиотейпирования (по показаниям).