Просвещение и развлечение

Дети первого года жизни.

Рождение ребёнка – великое счастье для семьи. Но первый год жизни ребёнка очень непрост. К концу первого года из маленького беспомощного существа формируется «взрослый» разумный ребенок. Он самостоятельно ходит, обращается к вам, понимает то, что ему говорят, играет в простые игрушки. Для того, чтобы этот год прошел для ребёнка максимально эффективно, требуется медицинское наблюдение. Наблюдение проводит педиатр, который может оценить основные параметры, определяющие правильность роста и развития ребёнка.

  • Физическое развитие.

Физическое развитие – первый фактор, по которому педиатр оценивает состояние вашего ребёнка. Физическое развитие младенца определяется прибавкой массы и роста. Оценивается состояние желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) - как происходит всасывание и встраивание питательных веществ в общий обмен веществ ребёнка. Это необходимо   чтобы развивались остальные органы – в особенности мозг, который генерирует сигналы для всех систем организма. Всё это вместе создаёт «круг развития» ребёнка или «линию его жизни». На каждом приёме – в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев – врач должен оценить прибавку в весе (массу и длину). В первые 6 месяцев также измеряются размер головки малыша и соотношение окружности головы и окружности груди. Эти цифры позволяют понять, как увеличивается мозг.

Существуют средние параметры прибавок массы и роста тела младенца, на которые ориентируется врач. Но в зависимости от питания ребёнка, грудного или искусственного вскармливания, от его конституции и генетической предрасположенности к формированию обмена веществ эти параметры могут колебаться относительно нормативных. Педиатр должен решить, являются ли эти колебания нормой для данного ребёнка – или же нужно дополнительное обследование и контроль, чтоб оценить и выявить патологические состояния, которые могут проявляться в виде нарушений физического развития.

  • Психомоторное развитие.

Абсолютно все дети рождаются беспомощными. Движения младенцев хаотичны, они не умеют фиксировать взгляд и следить за предметами. Эти навыки появляются и усиливаются с каждым днём их жизни в строго определенные сроки. Появление у ребёнка умений, определяющих крупную и мелкую моторику, вокализация (гуление), а также то, как ребёнок смотрит на окружающий мир, каково взаимоотношение между глазом и рукой, слухом и вокализацией – эти показатели позволяют педиатру определить, как в развитие включаются различные участки мозга, как проявляется слаженная работа между двумя полушариями. Полушария мозга должны посылать правильные сигналы ко всем остальным органам и системам, позволяющим ребёнку эти навыки получать.

Педиатр оценивает физическое и психомоторное развитие ребенка на каждом приёме: в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Для этого используя специальные шкалы развития. Если прибавка массы тела и прирост психомоторных навыков соответствуют норме, мы можем сказать, что такой ребёнок здоров. Это два основных комплекса, которые определяют здоровье малыша независимо от того, как ребёнок рождался, какие были проблемы в неонатальном периоде, является ли ребёнок доношенным или недоношенным.  

  • Питание детей первого года жизни.

Нормальное физическое и психомоторное развитие обеспечивается правильным поступлением питательных веществ в организм ребёнка. Контроль питания на первом году жизни – важная задача и для родителей, и для педиатра. В первое полугодие жизни ребёнка только педиатр может верно оценить и проконтролировать все нюансы его питания: прикладывание к груди, эффективность сосания, лактостазы, кратковременное уменьшение грудного молока в некоторые периоды жизни мамы, изменение вкусовых ощущений ребёнка, застои молока, прибавки в весе ребёнка и т.п.   

Несмотря на всю важность грудного вскармливания, в определенный период жизни ребёнка необходимо водить прикорм. Лучше всего начать с возраста 6 месяцев. Если ребёнок находится на искусственном вскармливании, прикорм можно вводить чуть раньше, на грудном вскармливании – чуть позже. Введение прикорма нужно для того, чтобы у ребёнка с помощью вкусовых сосочков языка формировались новые вкусовые ощущения, которые отсутствуют в первые месяцы жизни. Также для развития жевательной мускулатуры, когда нужно формировать пищевой комок. Это поможет в последующем становлению речи. Также детям нужны новые и дополнительные питательные вещества, минералы и витамины, которых в грудном молоке нет или их с каждым днем становиться все меньше и уже не хватает на рост ребенка.

В случае отсутствия грудного молока вводятся смеси. На консультации с педиатром обсуждается вопрос выбора наиболее подходящей смеси, на которой малыш будет правильно вскармливаться, получать все необходимые питательные вещества и хорошо развиваться.

К возрасту одного года ребёнок уже получает достаточно полный рацион питания. Начинается следующий этап: переход на пищу домашнего стола. Этот переход непрост. Не все дети легко его воспринимают. Тут необходима специальная консультация педиатра индивидуально для данного ребёнка.

  • Скрининговое обследование.

К сожалению, не все дети рождаются здоровыми. У некоторых встречаются врождённые заболевания. Если выявить их рано, то часть из них можно вылечить или компенсировать. Это достигается специальным питанием или применением специальных препаратов, которые позволяют ребёнку развиваться, расти и компенсировать это заболевание. Он становится вполне социально адаптированным и может посещать детский сад, школу и приносить радость семье, избежав серьезных последствий. Речь о проблемах со здоровьем, входящих в группу скрининговых заболеваний.

В родильном доме ребенку обязательно нужно пройти скрининговое обследование. На сегодняшний день проводится скрининг на пять очень опасных заболеваний: фенилкетонурия, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз, адреногенитальный синдром, галактоземия.  При раннем доклиническом выявлении этих проблем можно обойти клинические проявления заболеваний с помощью специального лечения и питания. Выписываясь из родильного дома, необходимо обязательно узнать, проведен ли ребёнку скрининг. При проведении скрининга берётся капля крови. Кровь поступает на анализ в специализированный центр скрининговых исследований. Если обнаружены отклонения от нормы - примерно в возрасте одного месяца вы получаете письмо, где вас просят прийти на повторный забор крови и повторные исследования.  Необходимо отметить, что список заболеваний, которые можно включить в скрининг постоянно расширяется. Сегодня в ряде регионов РФ проходит пилотный проект: в скрининговое исследование включены 15 тяжелых генетических заболеваний.

Таким образом, в два этапа диагноз либо ставится точно и рано – либо полностью исключается. Если вам такое письмо не пришло – значит, у вашего ребёнка всё в порядке, и вы можете не задумываться о том, что у него имеются какие-либо заболевания из этих шести. Если скрининг по каким-либо причинам не был проведен в роддоме, вам нужно позаботиться о том, чтобы он был сделан в условиях детской поликлиники или в условиях другого медицинского учреждения, где будет наблюдаться ваш ребёнок. Во всяком случае, вы должны сообщить вашему педиатру, был проведен скрининг или нет.

  • Взаимодействие родителей и ребенка.

Для полноценного роста личности ребенку необходима атмосфера любви и тактильный контакт с родителями. Взаимодействие между мамой, папой и ребёнком – главное, что стимулирует ребёнка к развитию и к познанию мира.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала программу «Уход в целях развития». В программе подробно объясняется, как создать потенциал для развития ребёнка на каждом месяце его жизни.

Основная идея программы в том, что уход за ребёнком – это не только соблюдение гигиены, обеспечение питания и прогулок на свежем воздухе. Прежде всего, это взаимодействие с ребёнком. Именно взаимодействие определяет то, как быстро малыш будет развиваться, насколько он будет устойчив и восприимчив к новому в этом мире. Ребёнку, в течение его детства, нужно получить огромный объём информации – и при этом не перетрудиться, не повредить свою нежную нервную систему.  Планомерный подход к развитию ребенка является важной составной частью ухода на первом году жизни. «Уход в целях развития» определяет способы и время коммуникаций с ребенком, выбор игрушек, длительность и формы занятий, оценку усталости и т.д. Все это поможет родителям глубже понимать их ребенка, будет способствовать улучшению аппетита и показателей физического развития, нормализации сна, спокойствию ребенка, формированию его стрессоустойчивости. Правильное взаимодействие с ребенком обеспечит его комфортное вхождение в социум, подготовит к детскому саду.

  • Наблюдение детей первого года жизни в Ильинской больнице.

Педиатр - это первая линия защиты семьи. Педиатры Ильинской больницы контролируют развития ребенка, проводят коррекцию функциональных расстройств и лечение заболеваний. Мы консультируем родителей по основным волнующим семью вопросам – вскармливание, оценка физического и психомоторного развития, вакцинопрофилактика, даем советы в рамках программы «Уход в целях развития».

В Ильинской больнице мы придерживаемся международно-признанной позиции: ребенку дополнительные консультации нужны только при выявлении педиатром неблагополучия, или в случае его сомнений по какому-либо вопросу. Сроки осмотра ребенка врачами узкого профиля определяются объективной надобностью для ребенка, а не просто условными периодами его жизни.

Наш девиз - следовать за ребенком и контролировать его развитие. Не лечить то, что лечить не нужно и не лечить тем, что не имеет доказанной эффективности. 

Специалисты по этой проблеме

Статьи о заболеваниях

Клинические направления

Записаться

Спрашивайте!