Электросамокаты стремительно ворвались в нашу жизнь, став популярным средством передвижения не только для взрослых, но и для детей и подростков. Их скорость, маневренность и ощущение свободы привлекают юных райдеров. Однако за кажущейся безобидностью скрывается серьезная опасность: количество травм, полученных детьми на электросамокатах, растет тревожными темпами.

Масштаб проблемы: цифры говорят сами за себя

Исследования и данные травмпунктов по всему миру (включая Россию) показывают:

  • резкий рост травматизма: с увеличением доступности и популярности электросамокатов пропорционально растет и число обращений за медицинской помощью среди детей;
  • травмы на электросамокатах часто тяжелее, чем на обычных самокатах или велосипедах, из-за большей скорости и кинетической энергии;
  • наиболее уязвимы дети дошкольного и младшего школьного возраста (5–12 лет), чьи навыки управления, координация и оценка рисков еще не полностью развиты, а также подростки, склонные к рискованной езде.

Какие травмы получают дети чаще всего?

1.    Травмы головы (черепно-мозговые травмы — ЧМТ): сотрясение головного мозга (самая частая травма), ушибы головного мозга, переломы костей черепа, лицевые травмы (переломы носа, челюсти, сколы зубов, рваные раны лица).

2.    Переломы:

  • кости предплечья (лучевая, локтевая) - классическая травма при падении с опорой на вытянутую руку;
  • ключица (часто ломается при падении на плечо);
  • лодыжки и голени (при боковом падении или ударе о препятствие);
  • запястья, пальцы рук.

3.    Ушибы, растяжения и вывихи.

4.    Ссадины, порезы, рваные раны (поверхностные, но болезненные повреждения кожи при падении на асфальт).

5.    Травмы внутренних органов (реже, но возможны при сильном ударе животом или грудью о руль или при падении на препятствие);

Почему дети получают травмы?

Основные причины:

1.    Недостаток опыта и навыков (дети часто не умеют правильно тормозить, особенно экстренно, маневрировать, переносить вес, оценивать скорость и дистанцию.

2.    Отсутствие защитной экипировки - главный фактор тяжести травм! Многие дети катаются без шлема, наколенников, налокотников и защитных перчаток.

3.    Превышение скорости (дети любят скорость, но не всегда могут справиться с управлением на высокой скорости, особенно при возникновении препятствия).

4.    Рискованное поведение, включая езду «наперегонки», выполнение трюков, езду «паровозиком» (несколько человек на одном самокате), катание вдвоем.

5.    Неподходящие места для катания - проезжая часть (крайне опасно!), тротуары с пешеходами (риск столкновения с людьми, особенно пожилыми или детьми), неровные поверхности.

6.    Невнимательность: использование наушников, разговоры по телефону, отвлечение на окружающее во время езды.

7.    Неподходящий самокат (слишком мощный, тяжелый или большой для возраста и роста ребенка).

Клинический случай

В отделение экстренной помощи Ильинской больницы одновременно поступили дети 7 и 9 лет. Из анамнеза стало известно, что две юные пациентки катались на одном электросамокате, однако характер травм и требующаяся помощь были совершенно разными.

  • У пациентки 7 лет — закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, множественные поверхностные ссадины лица, туловища и конечностей. После осмотров специалистов, обследований и обработки ран растворами антисептиков пациентка была отпущена под динамическое наблюдение на амбулаторный этап.
  • У её напарницы по катанию на электросамокате характер полученной травмы потребовал совершенно другого подхода. По результатам рентгенографии выявлены переломы обеих костей предплечья с двух сторон со смещением отломков.


Лечение:

  • Выполнена гипсовая иммобилизация обеих верхних конечностей.


  • Учитывая гипсовую фиксацию обеих верхних конечностей, установлен периферический катетер и выполнен забор биоматериала из вен области голеностопного сустава.


  • Выполнены закрытая репозиция, металлоостеосинтез костей обоих предплечий. Ранний послеоперационный период протекает гладко, без особенностей.


  • Через 4 недели запланировано удаление металлофиксаторов по результатам контрольных рентгенографий.

Заключение

Электросамокат – не игрушка, а средство передвижения повышенной опасности. Веселье и мобильность, которые он дарит детям, не должны омрачаться походами в травмпункт и долгим восстановлением после травм. Ответственность за безопасность юного райдера лежит, в первую очередь, на родителях.

  • Инвестируйте не только в самокат, но и в качественную защитную экипировку.
  • Потратьте время на обучение правилам безопасности.
  • Выбирайте правильные места для катания и контролируйте ребенка.
  • Помните: шлем – это не просто аксессуар, а жизненно важная необходимость.

Предотвратить травму всегда проще, безопаснее и дешевле, чем лечить ее последствия. Берегите своих детей!

С уважением,
Дедов М. А., Петров М. А.

Автор: Дедов Михаил АндреевичДедов Михаил Андреевич Травматолог-ортопед

Дата создания: 15.07.2025
Дата изменения: 14.07.2025
Записаться Получить мнение врача дистанционно

Спрашивайте!