Страхи доставляют немало хлопот и трудных минут ребенку и родителям. Иногда семья и ребенок нуждаются в профессиональной помощи. В этой статье разберемся, откуда берутся детские страхи, как правильно с ними справляться, и когда стоит идти к специалисту.

Специалистами-психологами принято условное разделение детских страхов на нормативные и патологические.

Нормативные страхи являются возрастными. Что это значит? В определенном возрасте возникновение некоторых страхов для ребенка нормально и естественно. При спокойном и внимательном отношении родителя эти страхи исчезают самостоятельно, когда ребенок немного подрастает.

Патологические страхи – это страхи, слишком необычные для возраста, либо длительно не проходящие, очень интенсивные, мешающие нормальной жизнедеятельности семьи.

Нормативные страхи появляются вместе с развитием ребенка, сопровождают его психологическое становление. Патологические страхи могут возникать в результате травмирующих ситуаций, высокого уровня тревожности в семье или как проявление психических отклонений.

Однозначными поводами для обращения к детскому психиатру и психологу являются ситуации, когда ребенок, испытывающий страхи, пережил ранее травмирующую ситуацию, прекратил говорить и/или утратил другие навыки (пользование горшком, умение есть самостоятельно, активное пользование предметами быта и т.п.)

Однако часто и здоровые дети переживают разные страхи. К нормативным страхам в самом раннем детстве можно отнести страх громких звуков, страх высоты, страх животных. Эти страхи могут быть выражены по-разному, но большей частью являются врожденными.

Страх незнакомых людей – уже явление социальное, он появляется позднее и тоже встречается в норме. Страх перед незнакомцами в норме возникает на втором году жизни и является отражением нормально развивающейся привязанности между ребенком и близкими взрослыми. Появление стеснения, умеренной угрюмости и боязни гостей в доме отражает способность ребенка разделять окружающих на «своих» и «чужих». Это также залог безопасности ребенка.

Ребенок может заплакать, прибежать к взрослому, спрятаться совсем или все же изучать предмет страха, но на расстоянии от него. Такое поведение является естественным.

Функция страха

Эволюция наделила людей способностью бояться, опасаться и тревожиться не просто так.

Возникновение эмоции страха дает нам возможность настороженно и внимательно оценить ситуацию, уберечься от опасности. Поэтому явление страхов само по себе не патологическое. Проблема возникает тогда, когда страх выходит за пределы своей функции: превращается в постоянную тревогу и напряжение, проявлен в ситуациях, когда опасности нет и быть не может. Патологический страх бывает так силен, что вызывает отказ от активности и общения. Иногда у ребенка даже нарушается сон и аппетит, что уже является поводом для обязательного обращения не только к психологу, но и к детскому психиатру.

Как мы уже говорили, патологический страх возникает как симптом неблагополучия. Детская психика гибка, но и уязвима. Если какая-то пугающая ситуация или хронический стресс воздействуют на ребенка или если зарождается психическое заболевание – будут возникать симптомы. Страх – один их них.

В поведении ребенка, страдающего чрезмерно выраженным страхом, можно заметить уменьшение познавательной и игровой активности. Ребенок находится в напряжении все время, боится расслабится, не может отвлечься, не способен заниматься чем-либо самостоятельно, слабо откликается на утешительные слова, не играет. Родители чувствует, что не могут облегчить страх, и это верный признак того, что стоит привлечь специалиста.

Так, страх темноты, который в норме возникает вместе с взрослением ребенка после трех лет, указывает на появление способности фантазировать, мыслить абстрактно. Если ребенок боится темноты, но легко успокаивается в присутствии взрослого, охотно принимает помощь, выражает свои эмоции временно и именно в момент возникновения темноты, при этом способен проявить интерес к тому, что боится, если рядом есть родитель, то это страх в нормальном проявлении. Если же ребенок не может спать вообще, не заходит даже днем в слегка затененные помещения, боится кровати, боится темноты даже рядом с родителем и не способен преодолевать страх при помощи взрослого даже немного, то это повод насторожиться. В таком случае лучше привлечь психолога для диагностики причин и решения проблемы. При таких признаках нормативный страх может стать патологическим.

Важные маркеры выхода страха из-под контроля:

  • Устойчивость страха во времени (ребенок взрослеет, а страх не проходит).
  • Большая интенсивность страха (страх всегда велик, не слабеет или даже нарастает).
  • Утрата ребенком нормальной активности из-за страха (ребенок меньше играет, меньше общается).
  • Стойкость страха несмотря на помощь взрослого (некорректируемость поведения, ребенок не принимает помощь или вообще не обходится без нее).

Однако в ряде ситуаций родители могут помочь ребёнку самостоятельно. Обыкновенная реакция на страх – желание привлечь взрослого в сам момент возникновения, убежать в безопасное место, плачь или протест против какого-либо действия – нормальны. Можно с легким сердцем помочь ребенку, если призывы о помощи ограничены локальной и понятной ситуацией. Важно не игнорировать запросы ребенка. Зачастую родители не хотят «закреплять» страхи, отказывая ребенку в помощи либо, наоборот, поощряют страх чрезмерно. И та, и другая стратегия могут привести к усилению переживаний ребенка. Важно показать, что вы рядом, помочь успокоиться, а затем через время (несколько часов или дней) стимулировать ребенка к преодолению страха с вашей помощью.

Примером может служить страх ребенка перед собаками. В момент, когда собака лает и ребенок боится, вы не навредите, если возьмете его на руки и позволите спрятаться за вами. Однако в следующий раз при встрече с собакой не опережайте испуг ребенка защитой, дайте ему шанс противостоять страху. И если страх снова себя проявит, снова дайте убежище. Ругать же ребенка за страхи бесполезно и даже вредно. Побуждать ребенка к преодолению страха стоит мягко, сначала даже без прямого с столкновения с предметом страха. В нашем примере со страхом собак, дома можно вместе нарисовать собаку, посмотреть фильм про собак, прочитать ребенку о том, зачем собаки лают, рассказать о правилах безопасности в общении с животными. Если ребенок проявит интерес, можно делать следующий шаг – наблюдать за собаками на улице и т.д.

Конечно, каждый случай детского страха индивидуален, пример работы со страхом собак лишь иллюстрирует общую стратегию эффективного поведения родителя.

Три составляющие эффективного поведения родителя:

  • Страх признается как реальный.
  • Создается возможность обрести безопасность (в том числе физически).
  • Взрослый учит ребенка преодолевать страх.

Одним из частых запросов в кабинете психолога звучит тема страхов перед купанием или пользованием горшком/унитазом. Такие страхи значительно осложняют жизнь семьи, поскольку приобретение навыков гигиены необходимо и требует ежедневных действий. Особенно вредной в данном случае будет стратегия давления на ребенка через запугивание («не пойдешь гулять, если не помоешься»), высмеивание («грязнуля») и т.п. Любой негативный эмоциональный компонент в приучении к правилам ухода за собой делает тему «заряженной» и «горячей». В таком случае даже упоминание горшка или ванной будет вызывать протест. Если ребенок испугался купания или пользования горшком, то лучше дать ему возможность какое-то время вовсе не пользоваться ими. Это не означает бездействия. В этот период можно мягко знакомить ребенка с этими предметами как бы издалека. Чтение книжек о купании (однако лучше не в стиле устрашающего Мойдодыра), изучение по детской энциклопедии пути еды и воды в человеческом организме могут пробудить интерес к пользованию ванной и горшком. Важно, чтобы ребенок уловил для себя нечто интересное в этом неприятном и пугающем действии. Можно включать ребенку любимую музыку для этих трудных занятий. Можно придумать волшебный и веселый смысл вместе с ребенком. Хорошо помогают игры в купание и приучение к горшку, где ребенок руководит процессом: учит куклу гигиене. Дело в том, что страх всегда сопровождается чувством отсутствия контроля. Управление, овладение пугающим процессом может уменьшить страх ребенка.

С собой для нелюбимых занятий можно также давать игрушку-помощницу (любимый мишка или же специальная кукла для таких дел). Однако можно стразу мягко прерывать действие, если ребенок начинает играть с самим горшком, баловаться, но не мыться в душе. Последовательность в вашей стратегии обучения здесь необходима: на горшке и в ванной можно находиться с игрушкой, но горшок и ванну использовать по назначению. Так ребенку проще будет усвоить смысл действий по уходу за собой.

Кроме готовности помочь и последовательности в обучении в преодолении страха перед гигиеническими процедурами очень важно отсутствие спешки. Не стоит спешить приучать ребенка к горшку как можно раньше или расстраиваться, если дошкольник не любит купаться. Для обретения определенных навыков есть также возрастные нормы, опередить которые удается редко и не всегда без последствий. Сам процесс преодоления страха тоже может быть не быстрым, придется набраться терпения.

В случае если вас что-то смущает в поведении и реакциях ребенка, не обязательно ждать признаков патологического страха и своего полного истощения для обращения к психологу. Прийти к специалисту можно с любым вопросом. Специалист поможет отличить нормальный страх от патологического и подобрать стратегию преодоления страха для вас и вашего ребенка индивидуально.

Автор: Гетманская Елизавета Николаевна Клинический (медицинский) психолог

Дата создания: 13.09.2022
Дата изменения: 29.11.2022
Записаться Получить мнение врача дистанционно

Спрашивайте!