"Когда достаточно одной скрипки, не используют две".
Антонио Вивальди
Его называли «рыжим священником», хотя он служил мессу всего десяток раз в жизни. Более того, право совершать требы и служить в храме у него отняли, воспользовавшись дичайшими обвинениями. Он был изумительным скрипачом-виртуозом, очень талантливым учителем музыки, блестящим дирижёром и гениальным композитором. О нём забыли почти на двести лет, а, в одночасье вспомнив, буквально упиваются его шедеврами. Он мог написать оперу в три акта всего за пять дней! Один из самых плодовитых композиторов планеты: ему приписывают 90 опер, из которых 40 уже полностью признаны принадлежащими его перу, а остальные просто ждут, когда разберут архивы. Великий Иоганн Себастьян Бах не мыслил себя без его произведений и настолько сильно увлёкся ими, что часть его творчества чуть ли не срослась с произведениями нашего героя. Кто не слыхал его знаменитые «Времена Года» («Четыре времени года»)? Или не смотрел хотя бы клипы с Ванессой Мэй, исполняющей множество его произведений? Неужели есть такой человек? Отвечу сам: сомнительно, что такой найдётся. Этот мужчина – один из самых ярких представителей классической музыки. И не только эпохи роскошных мелодий барокко, но и цивилизационного значения. И вся его жизнь – это прекрасная, но печальная история поклонения Музыке. Полагаю, практически все читатели уже давно догадались, что речь идёт об Антонио Лучо (Лучио или Лючио) Вивальди. Познакомимся же с этим замечательным музыкальным художником и его историей болезни.
Антонио Вивальди появился на свет в великолепной Венеции, что в те времена была независимой аристократической республикой, лежавшей на живописных берегах изумрудно-зеленой Адриатики. Согласно самым последним исследованиям, проведённым британскими учёными, что сумели влезть в церковные книги приходской церкви венецианского дистрикта Кастелло, произошло это событие 4 марта 1678 года. Его отец, Джиованни Баттиста, был самым обыкновенным цирюльником, намыливавшим щёки горожанам, подстригавшим им волосы и даже (как и все цирюльники того времени) умевшим пускать кровь и ставить пиявки не хуже иного аптекаря. А ещё он был первой скрипкой в капелле знаменитого собора Святого Марка. Через некоторое время батюшка нашего героя стал одним из отцов-основателей музыкального сообщества «Св. Цецилии», и, как позволяют утверждать последние исследования, сам был оригинальным композитором и писал оперы. Отец Вивальди приехал в Венецию из Брешии, где его род считался весьма старинным и почтенным. Всего у него было шестеро детей, три девочки и три мальчика, двое из которых предпочли скрипке и смычку ножницы и расческу, став куафёрами.
Крошечный Антонио появился на свет настолько хилым и слабым, что, как говорит не сохранившееся на бумаге предание, первым его звуком был не писк и не плач, как у обычных младенцев, а кашель. Его матушка Камилла (в девичестве Каликчио) решила немедленно крестить ребёнка, чтобы его душу, столь слабо держащуюся в хилом тельце, не унёс вездесущий дьявол. Но хотя ребёнок выжил и даже несколько окреп, лёгкие его оставались очень слабыми, так что было ясно, что ни трубачом, ни флейтистом мальчику не стать. Его учил играть на скрипке его отец. И настолько успешно, что десятилетний мальчик легко подменял первую скрипку капеллы Св. Марка, когда это требовалось. Он учился и у директора «Св.Цецилии», композитора Джованни Легренци, и знаменитого скрипача Корелли, и достиг немалых успехов. Под влиянием матери и священников собора юный Антонио избирает сразу две профессии – музыканта и священника. Он долго учит детей в известном приюте-консерватории (что-то вроде современного колледжа для подростков). Молодой Антонио становится директором женской консерватории «Пиета», создаёт множество концертных произведений, занимаясь одновременно музыкальной педагогикой и композицией.
Ему приходилось работать с утра до ночи, и это неумолимо сказывалось на здоровье. Его лёгкие по-прежнему были чрезвычайно слабы. Современные исследователи по описанию приступов Вивальди давно считают, что это была бронхиальная астма. Как известно, астма – это хроническое заболевание дыхательных путей. Корень зла – сужение просвета бронхов из-за аллергии или иной причины. Астматик хрипит, у него отдышка, кашель и чувство заложенности в груди. Дыхание больного часто трудное, ему кажется, что он задыхается и не может до конца выдохнуть воздух. Приступы бронхиальной астмы весьма мучительны и при неоднократном повторении способны вызвать серьёзные психосоматические расстройства – депрессию, неврозы и панические атаки.
Лечение бронхиальной астмы в конце семнадцатого и в начале восемнадцатого столетия было крайне неэффективно, и заключалось в соблюдении диетического питания и пития отваров, изготавливаемых из обыкновенной репы и брюквы с мёдом, ягод боярышника и трав чистотела и зверобоя. Ещё Авиценна писал в своём «Каноне» о дыхательной гимнастике, позволяющей улучшить «силу дыхания» или, как говорят современные медики, активизировать газообмен. Арабские медики рекомендовали обёртывания в пропитанные горчицей простыни и погружения попеременно то в горячую, то в холодную воду при посещении хаммама (бани). К сожалению, даже такие методы были недоступны нашему герою. Хотя именно в Венеции, казалось бы, можно было найти лекаря откуда угодно, ведь она была одной из крупнейших торговых гаваней Европы! Но наш герой, скорее всего, пользовался услугами обычного врача из своего квартала.
Вивальди был блестящим композитором. В 1713 году он пишет своего «Оттона на вилле», потом «Мнимого безумца» на поэму Ариосто «Неистовый Роланд». Его талант раскрывается во всём блеске. Он признан в Италии, да и вся Европа аплодирует гениальному итальянцу. Его приглашают во французское посольство, Вивальди встречается с впечатлёнными его талантом монархами. Он становится капельмейстером гессенского фюрста, бывшего тогда правителем Мантуи. Там он знакомится с Анной Жиро, ставшей его ученицей и затем оперной певицей. Она познакомила композитора со своей сестрой Паолиной, которая также стала спутницей и сестрой милосердия великого композитора, всегда помогавшей ему при вспышках астмы и приступах. Злая молва немедленно обвинила Вивальди в сожительстве с двумя девицами, и за композитором поползли самые гнусные слухи. Дошло до того, что ему, католическому священнику, весьма строго соблюдавшему целибат, даже запретили служить мессу. В то же время, наблюдая чисто платонические отношения Вивальди и сестёр, общество распускало слухи, что Вивальди – самый обыкновенный кастрат! Да, это было принято и даже довольно модно в то время: чтобы сохранить чистый юношеский голос, певцы решались на такую операцию. Но несчастный астматик совершенно не мог распевать модные тогда сложные фиоритуры, и эти подозрения пахли откровенной глупостью.
Из Мантуи Вивальди едет в Рим, где работает при папском дворе. Ему благоволит сам Папа Бенедикт Тринадцатый. В Триесте он встречается с императором Священной Римской Империи Карлом Шестым. Государь трети всей Европы восхищался талантом итальянского маэстро, возвёл его в рыцарское достоинство и наградил золотой медалью. Тогда же Вивальди получил приглашение явиться к венскому двору и стал спешно собираться. К тому времени в мире музыки появилось множество новых имён, и музыку нашего героя стали считать несколько устаревшей, не модной. Как говорится, «рэп начал теснить рок». Денег у Вивальди становилось всё меньше, и в какой-то момент его безденежье стало таким же хроническим, как и астма. В стремлении добыть побольше денег он за сущие гроши продает свой архив ещё не опубликованных произведений, в котором было не менее 25 одних только опер! Знаменитая путаница с авторством начинается именно с этого эпизода. Собрав средства, Вивальди отправляется в Вену и Прагу, где он надеялся поставить свои произведения. Но в Вене начались неприятности: император умер, и композитору пришлось податься в поисках места в Саксонию, в Дрезден. Там он сильно простудился, промокнув под дождём. Для хронического астматика воспаление лёгких – острый нож. Вивальди, великий Вивальди, от музыки которого сейчас содрогаются стены музыкальных театров, вернувшись совершенно больной в Вену, умирает в полной нищете и отчаянии!
Его тело схоронят на кладбище для бедных, а место могилы никто не запомнит, и она не сохранится. Его имущество арестуют и продадут с молотка за гроши, и уйдут они на оплату его долгов. Долгие и долгие годы музыку Вивальди не слышал никто. О ней знали лишь немногие специалисты. Но в начале 20 века знаменитый Крейслер, сочинивший концерт-подражание и выдавший его за оригинал, всего лишь несколькими взмахами своего смычка вернул великого Вивальди в Пантеон богов музыкального искусства, и его великолепная музыка вновь начала свое победное шествие по концертным залам планеты.