Дантист с вилами. Американская готика Гранта Вуда.

Люди, изображенные на картине художником Грантом Вудом, существовали в действительности: дом автор увидел в городе Элдон, штат Айова, женщина в переднике была написана с его сестры Нэн, а моделью для угрюмого фермера стал дантист из города Сидар-Рапидс, где и жил Вуд.

Главное о нас

Люди, изображенные на картине художником Грантом Вудом, существовали в действительности: дом автор увидел в городе Элдон, штат Айова, женщина в переднике была написана с его сестры Нэн, а моделью для угрюмого фермера стал дантист из города Сидар-Рапидс, где и жил Вуд. 

Существуют картины, которые многие знают, но при этом не только имя художника, а даже название полотна назовет от силы пара человек из ста. Голубое небо, деревянный дом, а на его фоне стоят пожилой фермер и женщина: отец с плотно сжатыми губами и вилами в руках, которые он держит, словно оружие, и дочь в переднике, вышедшем из моды. Эта картина, созданная в 1930 году, получила название «Американская готика» отнюдь не за тяжелый мрачный характер, эдакий саспенс, а потому что фермерский дом со стрельчатым окном построен в стиле сельской готики, популярной в провинциях США во второй половине 19 века. И дом, и люди, изображенные на картине художником Грантом Вудом, существовали в действительности: дом автор увидел в городе Элдон, штат Айова, женщина в переднике была написана с его сестры Нэн, а моделью для угрюмого фермера стал дантист из города Сидар-Рапидс, где и жил Вуд. В итоге это полотно стало одним из самых расхожих и пародируемых образов в американском искусстве ХХ века, при том, что имя художника до сих пор мало кому знакомо.

В целом здесь нет вопиющей несправедливости: Грант Вуд отказывался давать интервью, биография, которую он писал, не продвинулась дальше главы, посвященной похоронам отца, а сестра Нэн, к которой после смерти Гранта перешли права на его имущество и картины, с гордостью отмечала, что сожгла его личные письма. Она пережила брата на 48 лет и действительно зорко следила за тем, чтобы о Гранте знали как можно меньше. Одна из книг, посвященная Вуду, была раскритикована ей в пух и прах, при чем она оспаривала почти что каждый тезис: от фактов, что Грант получил художественное образование, до информации о его гомосексуальности. 

Грант Вуд. Американская готика

Источник изображения: https://commons.wikimedia.org


Грант был представителем художественного течения риджионализм. Вместо европейского абстракционизма он предпочитал утрированно реалистичные сценки из жизни американской глубинки: кукурузные поля, деревья и уходящие за линию горизонта дороги, виды городков, расположенных в штате Айова, и конечно, грубоватых людей, которые жили в этих городках. Он работал с деревом и металлом, любил графику с ее чернилами и углем, создавал керамику, пробовал свои силы в рэди-мейд, но последней его работой, созданной незадолго до смерти, стала литография «Семейный доктор». Матисс, Пикассо, Дали, Серов, Шагал, Эшер – список тех, кто работал в технике плоской печати, бесконечен. Все авторские оттиски уникальны, при этом они имеют ограниченный тираж и подпись автора.

Грант выпустил 300 литографий. После Великой депрессии в США был взят «Новый курс»: Франклин Рузвельт пытался стабилизировать экономическую ситуацию в стране, и в рамках новой экономической политики художники стали получать небольшие заказы. Незадолго до этого в 1934 году в Нью-Йорке была открыта художественная галерея, «Ассоциация американских художников», которая распространяла доступные по цене принты, предметы интерьера и аксессуары среди представителей среднего класса и сыграла заметную роль в увеличении интереса к искусству в целом. Рисунки для литографий создавали известные художники того времени: они печатались крупными тиражами по 250 штук и продавались всего за 5 долларов в универмагах и каталогах «товары почтой». Грант плотно сотрудничал с этой галереей, успешной даже в годы депрессии, создав 19 рисунков, но в отличие от других работ «Семейный доктор» был предназначен не для продажи в магазинах, а заказан для чикагской химико-фармацевтической корпорации Эбботт Лэбораториз. Искусство для них было инструментом маркетинга, и в 1939 году галерея стала работать на корпорацию, привлекая своих авторов для работы в журнале компании «Вотс нью» (What’s New). Например, другой риджионалист Томас Гарт Бентон написал 8 картин на тему ужасов войны.

Врачи, оформившие подписку на журнал, могли заказать по почте бесплатный подписанный экземпляр «Семейного доктора». Несмотря на то, что типовой тираж галереи был увеличен на 50 штук, эта литография относится к числу редких эстампов Вуда. Возможно, сыграло свою роль то, что работы были бесплатны, а получавшие их люди не были коллекционерами, поэтому не представляли себе их ценность и не пытались сохранить. Журнал также высылал рекомендации о том, как лучше вешать эту литографию на стену. Светло-кремовое или серое паспарту и рамка черного цвета или из натурального дерева должны были обрамлять изображение красивых ухоженных рук семейного доктора, держащего атрибуты современной медицины: часы, стетоскоп, градусник. Стрелки замерли на трех: исследователи считают, что врач вынужден был прийти к занемогшему пациенту ранним утром, и видят в этом самоотверженность и самоотдачу. Светлый циферблат, блеск металла, сияние стеклянного корпуса градусника, - идеальный, холодный свет и мягкая свето-теневая моделировка рук доктора особо выделяются на темном фоне c зернистой фактурой дерева и детально выписанным узором галстука.

Грант Вуд. Семейный доктор


В этот раз Гранту позировал не его дантист, а терапевт Эндрю Вильям Беннетт из Айова-Сити. Он был моделью художника и для его «Врача общей практики», иллюстрации, созданной в 1937 году для вышедшего ограниченным тиражом романа «Главная улица» лауреата Нобелевской премии по литературе Синклера Льюиса. Также Беннетт лечил и мать художника, Хэтти, и именно он направил Вуда в университетскую больницу в ноябре 1941 года, когда тот стал жаловаться на плохое самочувствие. В декабре помощник Вуда Парк Ринард отправит письмо Ривзу Левенталю и Морису Лейдерману, владельцам «Ассоциации», которым кто-то сказал, что художник умер. Он напишет, что сообщил Гранту о его безвременной кончине и что тот с жаром опроверг эти слухи. Далее Ринард рассказывает, что причина недомогания Вуда в его желчном пузыре и они ждут, что орган будет дренирован или удален, что язв нет, а сердце, легкие и кровь в полном порядке. Грант в хорошем расположении духа и перед предстоящей операцией хочет убедиться, что все дела завершены и на всех литографиях стоит его подпись.

Спустя неделю врачи провели диагностическую операцию, показавшую, что у их пациента неоперабельный рак поджелудочной железы с метастазированием в печень и другие органы. В феврале 1942 года всего за несколько часов до своего 51-летия Грант Вуд скончался.

Позже жена доктора Беннетта вспоминала, что несколько экземпляров «Семейного доктора» были подписаны художником прямо в палате: он подарил свои литографии чуть ли не всем уборщикам, сестрам, санитарам и докторам больницы. Также Вуд оставил описание этой работы, полное благодарности Беннетту и другим врачам: «Пусть это будет данью признательности мастерству и артистизму семейного доктора от того, кто на протяжении долгих лет знал его иногда как врача, временами как критика и всегда – как друга». 

Записаться Получить мнение врача дистанционно

Спрашивайте!