История жизни величайшего польского композитора-романтика, основателя польской фортепианной школы, может запросто разорвать сердце впечатлительному и сентиментальному читателю. Многие его биографы сходятся во мнении, что этот изящный, тонко чувствующий и несомненно одарённый человек был всю жизнь глубоко несчастен. Да, был глубоко несчастен, несмотря на чудовищную популярность, общество гениальных друзей и неординарно мыслящих знакомых, несчастен, невзирая на ошеломляющий успех у женщин, оглушительные овации восхищённых любителей музыки и благоволение высоких персон. Его терзали и тоска по его «милой Польше» – разорванной на части, униженной родине, которую он, как и всякий настоящий поляк, преданно любил и от всей души желал видеть суверенной и свободной «от можа до можа». Его угнетала и несчастная любовь к потерянной невесте, по которой он вздыхал и проливал слёзы. Его изнуряла тяжкая, неизлечимая тогда болезнь, ведь с 15 лет он кашлял кровью. И никакие богатые презенты, сыпавшиеся на него порой, как из рога изобилия, не могли хоть ненадолго сделать его безмятежно счастливым. Был ли он счастлив с великолепной, блестящей Жорж Санд, властительницей дум, обладавшей тончайшим умом и в то же время властным, «стальным» характером? Ведь она была предтечей современного феминизма, суровой суфражисткой с неизменной сигарой в своих полных чувственных губах, которые сейчас бы назвали накачанными. Любила ли она его по-настоящему? Этого сказать уже никто не сможет…
Невысокий, ростом всего около 170 см, и хрупкий, порядка 45 кг весом, Шопен был необычайно болезненным человеком. Считается, что он не мог иметь детей. Доктор Сванте Лундгрен из Стокгольмского Университета считает, что великий поляк страдал заболеванием поджелудочной железы, хроническим синуситом и т. н. «лёгочным сердцем». Произведённое профессором Крювелье вскрытие это показало. Профессор не стал даже выносить вердикт «туберкулёз». По последним изысканиям считается, что Шопен умер от муковисцидоза, наследственного заболевания, поражающего как дыхательный, так и пищеварительный тракт. Хотя историки медицины и доктора продолжают дебаты на эту тему. Туберкулёз, муковисцидоз, возможно дефицит Альфа-1-антитрипсина (белка, защищающего лёгкие от эластазы – разрушителя соединительной ткани), идиопатический гемосидероз лёгких (характеризуется усиленным отложением гемосидерина в альвеолах и строме лёгких), гипогаммаглобулинемия (заболевание, возникающее в результате дефицита В-клеток в сочетании с уменьшением размера антител — иммуноглобулинов) – это только примерный список вероятных болезней композитора. Безоговорочный ответ на вопрос, является ли муковисцидоз причиной гибели Шопена, может дать лишь генетический анализ. Но разрешение изучить сердце Шопена, находящееся в базилике Святого Креста в Варшаве, вряд ли будет когда-нибудь дано.
Великий польский композитор родился в небольшом мазовецком местечке Желязова-Воля Польского Герцогства. Точная дата его рождения неизвестна. По одним источникам это 22 февраля, по некоторым другим – то ли 1, то ли 3 марта. Деревня находилась всего в полусотне верст от Варшавы и располагалась вокруг поместья польского магната графа Скарбека. Матерью Шопена была полька, весьма дальняя родственница графа, занимавшая в имении скромную должность экономки, а отцом – француз Николя Шопен, простолюдин, лотарингский крестьянин, получивший образование и эмигрировавший в Польшу совсем молодым человеком. Позднее он принял участие в известном Польском Бунте 1794 года под руководством Костюшко. Он участвовал в обороне варшавского предместья Праги и едва не был поднят на штыки русскими солдатами под предводительством Суворова, которого именно за эту кампанию произвели в генерал-фельдмаршалы. Не смотря на простое происхождение, отец будущего композитора был первоклассным гувернёром, ведь иного граф не взял бы в воспитатели своих детей. Матушка Фредерика, Текла Юстина Кршишановская, представительница очень древнего дворянского рода, была прекрасно образована, владела языками, великолепно пела, обладая чудным металлическим сопрано, музицировала на фортепиано. Считается, что именно она сумела привить мальчику такую глубокую любовь к музыке, коей он обладал. Юный Фредерик был одержим музыкой с раннего детства. Иногда прислуга, увидев, как он в любое время дня и ночи стремглав несётся к фортепиано, постукивали себя пальцем по виску, показывая друг другу, что мальчик, мол, немного не в себе.
Шопена часто сравнивали с Моцартом, ведь он обладал абсолютным слухом, полностью подчинил себе инструмент и превосходно импровизировал. Семи или восьми лет он написал свой первый полонез соль-минор, который попал в варшавскую прессу и был встречен аплодисментами любителей музыки. Варшавские газеты назвали его гением. Он учился у самого Войцеха Живного, обладавшего редким дарованием. Он стал знаменит и выступал перед польской знатью, всеми этими Сапегами и Радзивиллами. Русский наместник, Великий Князь Константин Павлович, часто слушал его выступления и от души восторгался мальчиком. Всего через четыре с небольшим года знаменитый чех заявил, что ему нечему учить Шопена. 12-летний Фредерик побывал в Европе, где посетил концерты знаменитых музыкантов. Он заканчивает лицей и поступает в Высшую школу музыки. Её ректор, знаменитый Ю. Эльснер, учивший Шопена, вписал в его аттестат: « В тебе зажглась искра неведомого доныне искусства».
В 1825 году в Варшаву приезжает Русский Царь Александр Благословенный. На «золомелодиконе» юный Шопен играет перед Императором Всероссийским. Государь восхищён. Шопену вручили бриллиантовый перстень. Отец Шопена считал, что юноше надо завершить образование в Европе, о чём написал прошение тогдашнему наместнику. Но тот, будучи занят хлопотами по обеспечению безопасности русского царя, которого чуть не взорвали польские террористы, остался к просьбам глух. Перед самым началом мятежа 1830 года Шопен уезжает из Польши. На родину он больше не возвратится...
Узнав о начале восстания, юный композитор собрался было вернуться, но оно было разгромлено, Варшава пала. Говорят, Шопен горько рыдал. О Шопене написано множество книг, в том числе и великим мадьяром Ференцем Листом. Есть о нём книга и в ЖЗЛ, и ещё множество сочинений. В Париже ему пришлось нелегко. Он хотел приискать работу преподавателя музыки в какой-нибудь богатой семье. Но Париж был буквально забит искусными музыкантами. Измотанный тщетными поисками, композитор и пианист как-то воскликнул: «Хоть бы половина этих несносных артистов перемерла от холеры!»
Бог, наверное, услышал молодого поляка. Его взяли преподавать музыку детям знаменитого Ротшильда, а потом и в ещё одну богатую семью. Денег всё рано не доставало – педагог Ротшильда должен был ходить в безукоризненном фраке и цилиндре, располагать личным выездом, а не рассекать по Парижу на фиакре, как мелкий рантье. Шопен общается и дружит со многими тогдашними знаменитостями: Бальзаком, Стендалем, Гюго, Дюма-отцом. Его приглашают польские магнаты-эмигранты, укрывшиеся в Париже. Он знакомится с Жорж Санд, которая поначалу вызвала у него глубочайшее отвращение, но потом — настоящую страсть. Незадолго до того он побывал в Дрездене, в Саксони, где ухаживал за прекрасной полькой Марией Водзиньской. Но возвращение в Париж, встречи с Жорж Санд, которую он сначала счел мужчиной, а не женщиной, заставили его забыть всё. Волевая француженка показала, на что способна, мигом привязав чувствительного поляка и фактически загнав под каблук. Шопен сочиняет свою прекрасную музыку. Его прозрачными, необычайно мелодичными ноктюрнами заслушивается Париж. Его имя гремит, но большого богатства его подвижнический труд ему так и не приносит.
Аврора (настоящее имя Жорж Санд) увозит Шопена на Балеарские острова. В Пальме, столице Мальорки, они поселяются в «доме ветров». Шопену вскоре становится хуже. Влажность островного климата не пошла ему на пользу. Заподозрив чахотку, хозяин дома, пользуясь жёсткими карантинными правилами испанского королевства, выбрасывает их из жилья, заставив заплатить за мебель и вещи, которые по закону были сожжены. Они поселяются в полуразрушенном картезианском монастыре, в холодной и мрачной келье, где композитору становится ещё хуже. Они покинули Мальорку на старом колёсном пароходе. Зная о его болезни, каюту Шопену отвели за стенкой грузового трюма, в котором везли свиней. Свиньи страдали от морской болезни, их рвало, они издавали неистовый визг, разрывая мозг композитора. Жестокие матросы, которым свиньи мешали спать, беспощадно избивали свиней, стремясь заставить их замолчать. Шопена сняли с корабля буквально полуживого. Хотя перед поездкой Жорж Санд и выразилась в манере гренадера, мол, Шопен, отправляясь на Мальорку, был свеж, как роза, и румян, как репа.
Талантливая, харизматичная, эпатажная, она легко следовала соблазнам. Как-то она написала: «Я более всего верила в верность, я её проповедовала. Она не удалась другим, не удалась и мне с Шопеном». Все восемь лет их совместной жизни были испытанием. Развязка их отношений наступила в грозный для Франции 1848 год. Оставшийся без средств Шопен готов был играть за гроши. Он расстается с Жорж Санд и уезжает в Англию. Но там артисты, сбежавшие от революции, и без него были один на одном...
В Лондоне устраивают Польский Бал. Это последнее публичное выступление великого поляка. Он играет очень тихо, просто нет сил. Ученики собирали для него деньги. Он жестоко нуждался. Уже на смертном одре он вспоминает свою Аврору: «Она обещала, что я умру на её руках!» Но госпожа Жорж Санд уже отгородилась ледяной стеной. Шопен умер в 1849 году, не прожив и сорока лет. Своё сердце он завещал похоронить в Польше, и воля композитора была исполнена.