Именно этот великий норвежец первым прославил свою страну в мире музыки и вывел её на европейский и мировой уровень. Его творчество буквально переполнено национальными особенностями. В нём рокочут суровые северные моря, омывающие Скандинавию, свистят морозные ветры, сверкают ледяными шапками скалы фьордов. В нём слышны мотивы народных песен, норвежских саг и чудесных северных сказок.
Григ дружил со многими знаменитыми людьми своей эпохи, и все они безоговорочно признавали его искромётный талант. Мудрый Ибсен и гениальный Чайковский, знаменитый Г.-Х. Андерсон и божественный Рихард Вагнер… Он перенимал искусство знаменитых музыкантов, развивая и укрепляя свой дар. Ему часто бывало непросто пробиться, но он умел бороться и побеждать в самых непростых ситуациях. Мираж славы и известности не ослепил гениального норвежца, человека в жизни весьма скромного, предпочитавшего свою тихую усадьбу в родных местах светским раутам и шумным, наполненным людьми помещениям. Полагают, что он более всего ценил природу и её красоту. Обожал уединение с любимой им супругой. Но историк музыки Агнета Рунольвдоттир, что занималась исследованием биографии Франца Беера, норвежского дирижера и композитора, обнаружила в его дневниках строки о том, что Григ: «...опять ходил к старому Олафу пить настои и написал, что ему стало значительно легче...» Беер и Григ были хорошо знакомы, и, скорее всего, у того имелись достоверные сведения о том, как лечился великий норвежец.
Всем известно, что с молодых лет Эдвард Григ страдал тяжелой формой плеврита, в те годы заболевания страшного, практически неизлечимого. В молодости будущий композитор сильно ударился грудью, что, как считают специалисты по лёгочным болезням, вполне могло послужить причиной заболевания. При плеврите, как это следует из названия, воспаление обычно поражает некоторые участки оболочки лёгких – плевры. Мы не будем перегружать читателей гроздьями малопонятных медицинских терминов, но суть заболевания в том, что в некоторых его формах в полостях плевры скапливаются патогенные вещества, душащие больного. Симптомы яркие: больной выискивает позы, в которых ему находиться менее болезненно, человеку больно кашлять и даже глотать. Поднимается температура. Кашель становится всё более и более мучительным, и больной очень страдает. Возникает гипоксия: человек становится бледным, как смерть, а в наиболее тяжких формах буквально синеет. Пропадает аппетит, и больной плевритом чувствует себя слабее столетнего старика. В те времена рядом с больным денно и нощно находились родственники или сиделки, так как страдающий нуждался в неустанном присмотре. Врачи тех времен широко практиковали для лечения плеврита разогревающие средства – банки, горчичники, растирания и различные компрессы. Наиболее продвинутые медики тех времен использовали для выведения патогенных жидкостей нечто вроде дыхательной гимнастики и рекомендовали услуги массажиста. Традиционно назначалась особая диета, состоящая из лёгких и необременительных, но тем не менее богатых витаминами рыбных и овощных блюд. Также в качестве лекарства врачи рекомендовали мускус и шампанское. Широко использовался сок алоэ.
Обычно норвежские травники лечили плевриты отварами почек и игл сосны, трав шалфея, аниса и корня солодки. В ход шли и настои на спирте и аквавите трав сушеницы, хвоща, перечной мяты и девясила. Применялся также отвар из листьев календулы, бессмертника, листьев смородины и сушеных соцветий пижмы. В ход шёл и пчелиный мед, настоянный на различных травах, а также вываренное из него драже с соком столетника, репчатого лука, обыкновенной чёрной редьки и с нутряным салом барсука или медведя. Иногда знахари водили больного в норвежскую сауну, чрезвычайно жаркую и сухую. Что из всех этих средств использовал «Старый Олаф», неизвестно. Но часто в болезни Грига наступали достаточно большие периоды вполне себе устойчивой ремиссии, в которые он трудился и творил особенно самозабвенно. Ведь со страшным кашлем и болями в груди особенно не помузицируешь...
Эдвард Хагеруп Григ – а таково полное имя нашего героя – родился в Бергене, в Норвегии, в 1843 году 5 июня. Главы его семьи с 1770 года (с момента приезда в Норвегию первого из всех Григов, зажиточного торговца) на протяжении трёх поколений были британскими консулами. Мать нашего героя, известная пианистка Гесина Хагеруп, была для сына самым первым проводником в трепетный и божественный мир музыки. И проводником замечательным! Блестяще закончившая Гамбургскую консерваторию, обладавшая исключительными способностями, она закончила это престижнейшее в Европе учебное заведение, несмотря на то, что туда принимали исключительно студентов мужского пола. Так что будущий композитор уложил ладошки на клавиши фортепиано уже в четырёхлетнем возрасте. Когда маленькому Эдварду исполнилось десять лет, его отдали в школу, где он своим абсолютным равнодушием к учёбе вскоре вызвал неприязнь практически у всех своих учителей. Только сочинительство интересовало мальчика. Иной раз он заявлялся в школу совершенно мокрым, говоря, что попал под дождь. Или не только мокрым, но и грязным, объясняя, что, чуть не попав под экипаж, плюхнулся в лужу. Его отправляли домой, но до дому было далеко, и мокрый Эдвард прыгал по камням и бродил по округе. Неудивительно, что он заболел.
Изумительный норвежский скрипач Уле Буль гостил в доме его родителей, когда мальчик закончил 5 класс. Когда юноша сел за рояль и заиграл что-то из своего собственного, глаза знаменитого Буля, до того сидевшего со снисходительным видом, полезли на лоб. Когда фортепиано стихло, Буль увлёк родителей мальчика в кабинет его отца и, поговорив там с ними, объявил Эдварду, что он тотчас же должен отправиться в Лейпцигскую консерваторию. Там учился наш герой блестяще, находя таких учителей и наставников, которые на музыкальное искусство имели взгляды, созвучные струнам души юного музыканта. И его, показавшего свой недюжинный дар, слушали уже тогда, меняя ему профессоров по первому слову. В 1862 году ему вручили диплом с блестящей оценкой и стопкой самых лестных рекомендаций.
Но именно в год окончания консерватории плеврит стал активно давать знать о себе. В тихом Бергене с дипломом было делать нечего, и Григ едет в культурную столицу всей Скандинавии – Копенгаген. Он знакомится с множеством блистательных людей, составлявших цвет скандинавской культуры, посещает театры, наслаждается концертами. Он с увлечением начинает изучать историю и литературу скандинавских стран, широко участвует в просветительской деятельности. Его музыка становится всё более и более норвежской. Свою судьбу – роскошную и талантливую Нину Хагеруп – известную певицу, обладавшую нежнейшим контральто и бездонными, льдистыми голубыми глазами валькирии, он встретил там же, в Копенгагене. Признаваясь ей в любви, он подарил ей самое ценное, что у него было – музыку – сборник своих любовных сонетов, который назывался «Мелодии сердца». Она ответила на его пылавшее неистовой страстью признание горячей взаимностью. Казалось, счастье взяло влюблённых под свою опеку. Но Нина оказалась его кузиной по линии матушки, и влюбленные стали изгоями в своих семействах. Но они поженились, не взирая ни на что. Это был не просто брак, но союз двух музыкальных талантов. Понимая мужа мельчайшими фибрами души, ловя всем сердцем малейшие эманации музыки Грига, ощущая самые капризные нюансы и тончайшие флюиды творческого замысла композитора, она исполняла его произведения, доведя их до неземного совершенства.
Супруги переехали в Христианию (теперь Осло), сделав этот город своей штаб-квартирой. Они ездили по всей Европе, давая концерты. Григ принимает участие в открытии Музыкальной Академии. У четы родилась дочь Александра, но всего через год скончалась от менингита. Супругу Грига это чуть не убило, между ними возник барьер отчуждения. Широкий успех не пришёл, гастроли продолжались, но давали недостаточно успеха и мало дохода. Как-то сам великий Ференц Лист подошел к Григу после концерта, выразил восхищение и посоветовал смело творить и ничего не бояться. Это стало своеобразным напутствием для композитора. Гении редко ошибаются. Вскоре пьеса «Сигурд-крестоносец» приносит ему первый успех. Он получает пожизненную пенсию от Швеции, ему является успех. Но Григ устал, ему хочется покоя. Он уезжает на родину в Берген. Знаменитый Ибсен, придавая музыке огромное значение, уговаривает Грига написать музыку к его драме «Пер Гюнт», которая позднее станет одним из образцовых произведений, принесших Григу подлинную славу и известность. От Грига ушла было жена, но Григ сумел её вернуть, понимая, что болезнь и одиночество, отсутствие близких рядом слишком быстро убьют его, а он так хотел творить. Он вновь увлекает супругу в гастроли, объезжая европейские столицы и пользуясь везде умопомрачительным успехом. Он оригинален, самобытен, нов и неповторим. Он был настоящим олицетворением северного музыкального романтизма. Исколесив Европу и приехав домой, он даже не смог отдохнуть в имении, любимом «Тролльхаугене», так его торопили дать большой концерт в Лондоне. Викторианская Англия готова была безудержно, снова и снова рукоплескать ему.
Но жестокая болезнь не дала ему ни единого шанса. Билеты на лондонский пароход были сданы, и великий норвежец вместо удобной каюты оказался на больничной койке. Медицина была бессильна, и Эдвард Григ вскоре умер во время одного из приступов болезни. Ему было 64 года. Григ написал почти 700 музыкальных произведений. Он мечтал об опере. Но всякий раз ему мешали обстоятельства...