Художник проехал более 400 000 километров через
Северную Америку и Европу, чтобы представленные им сюжеты были максимально
достоверны и реалистичны.
Американский иллюстратор Роберт Алан Том предпочитал исторический жанр, рисовал для крупных компаний, отчитывался сразу сериями. Он работал на «Дженерал Моторс», «Детройт Эдисон», «Шевроле» и «Кимберли-Кларк», но самыми известными среди его работ стали два проекта, посвященные истории фармацевтики и истории медицины, которые Том выполнил для фармацевтического гиганта «Парк-Дэвис». Являющийся ныне филиалом компании «Пфайзер», этот концерн одно время был крупнейшим американским производителем лекарственных препаратов и сыграл важную роль в становлении фармацевтики. Для него Том создал 85 блестящих художественных иллюстраций (по 40 и 45 работ в каждой из серий), подробно осветив знаковые моменты в развитии медицинской науки c древнейших времен до 20-го века. Как самостоятельные произведения они попадали в журналы, выпускались в виде репродукций, вошли в книгу «Великие моменты в медицине», а выстроенные в хронологическом порядке они могли служить прекрасным иллюстративным материалом для детской энциклопедии или вводной лекции.
Сравнительно недавно корпорация «Пфайзер» передала в дар все 45 листов «Истории медицины в картинках» Художественному музею Мичиганского университета. Роберт Келч, доктор медицины, исполнительный вице-президент Мичиганского университета по медицинским вопросам, говорит о них так: «Эти работы имеют историческое и культурное значение для медицины в целом и нашего учреждения в частности, поскольку Том жил в штате Мичиган (он родился на севере штата в городе Гранд-Рапидс и большую часть жизни прожил в Детройте). Когда я закончил медицинский факультет, каждый из нас получил книгу репродукций этих самых картин, которую я храню до сих пор». Джеймс Стюард, директор музея, добавляет: «Эти картины наглядно демонстрируют, как сильно искусство связано с историческим контекстом. Сделаны они настолько блестяще, что представляют огромный интерес для зрителей и ученых в XXI веке». Том действительно тщательно прорабатывал каждую иллюстрацию и посетил многие из изображенных им мест. Считается, что он проехал более 400 000 километров через Северную Америку и Европу, чтобы представленные им сюжеты были максимально достоверны и реалистичны. Иллюстрация «Медицина в Древнем Египте» рисует сцену, как египетский врачеватель, одетый сообразно высокому статусу (в белом чистом одеянии и в парике), дает лекарство больному, у которого, судя по симптомам, столбняк (описание этого заболевания было обнаружено в древнем свитке, известном ныне как «папирус Эдвина Смита»). Не только лекарство, приготовленное по рецепту (в руках у ассистента свиток), но и специальные подпорки, сложенные из кирпичей, а также магические обряды, которые проводят два жреца на переднем плане, должны облегчить страдания больного. Пение жрецов, конечно, помогало не всем, но сама египетская медицина занимала доминирующее положение в мире древних на протяжении 2,5 тысяч лет.
Уже в III тысячелетии до нашей эры на глиняных табличках древней Месопотамии появляются записи о медицинской практике. Кодекс Хаммурапи, свод законов, созданный в 1750-х годах до н.э., был также очень важен для становления науки. Тронный зал дворца Древнего Вавилона: врач с достоинством защищает свою профессиональную честь от нападок недовольного клиента, который пытается добиться наказания по всей строгости закона. Король, писец, придворные, охранники, свидетели со стороны истца и ответчика, - вот участники исторической драмы, разыгравшейся 4000 лет назад.
Полуостров Паракас, 1 век нашей эры. Солнце своим светом заливает побережье Тихого океана. Перуанский хирург приступает к трепанации черепа: ножи из сверхпрочного обсидиана, бинты, хлопок, наркосодержащие растения. Помощники придерживают руки и ноги пациента, и пока идет операция, жрец взывает к богам. Том неслучайно изображает Перу: эта страна была лидером по проведению трепанаций в Новом Свете.
Но своего расцвета медицина древнего мира достигла в Греции в период с 500 года до н.э. эры по 500 год н.э. «Лицом» этого плодотворного тысячелетия становится Гиппократ, «отец медицины», чье имя олицетворяет красоту, достоинство и ценность науки. Он считается и автором афоризма: «Любовь к людям нераздельна с любовью к искусству врачевания». Таким и рисует его Том, - добрым, понимающим врачом, который не только может осмотреть юного пациента, но и успокоить его встревоженную мать.
Что касается иллюстраций на тему фармацевтики, то в 2007 году они стали частью постоянной экспозиции Художественной галереи в центральном офисе АФА (Американской фармацевтической ассоциации) в Вашингтоне, организации, занимающейся благотворительностью и поддержкой научных исследований и инноваций. Идея создания серии принадлежала фармацевту и публицисту Джорджу Бендеру: вместе с Томом и несколькими историками они посвятили этому проекту около 10 лет. Законченные в начале 1950-х годов эти работы экспонировалась в лучших музеях страны, пока наконец компания «Пфайзер» не подарила их ассоциации. 16 изображений рассказывают об аптечном деле в Вавилоне, Китае, Египте, Персии и Европе. Остальные 24 посвящены истории фармацевтики в Новом Свете, в частности в английских колониях и Соединенных Штатах, включая освещение истории АФА.
Примечательно, что обе серии заканчиваются «открытой» нейтральной иллюстрацией, не имеющей привязки ни к какому историческому событию, а являющейся обычной картинкой из жизни (приход педиатра на дом или научные изыскания в лаборатории). Том озаглавил эти работы «Медицина (фармацевтика) сегодня и завтра», суммируя накопленный тысячелетиями опыт и оставляя задел на будущее.