Сатирическая медицина Хосе Переса

Несмотря на то, что картинки Хосе Переса так и просятся быть размещенными в больничных коридорах, где их можно часами рассматривать, забыв о времени, тем не менее художник вкладывает в них и сатирический комментарий, обличающий предрассудки, существующие в современной медицине.

Фотогалерея

Главное о нас

Несмотря на то, что картинки Хосе Переса так и просятся быть размещенными в больничных коридорах, где их можно часами рассматривать, забыв о времени, тем не менее художник вкладывает в них и сатирический комментарий, обличающий предрассудки, существующие в современной медицине.  

В 1993 году в городке Уэйко штат Техас была опубликована книга «Перес о медицине: фантастические работы Хосе Переса». Несмотря на обилие однофамильцев, которым в рунете посвящено довольно много материалов, этот художник почти неизвестен, что нисколько не умаляет оригинальности работ, представленных в издании. По сути это альбом с репродукциями, где яркие сатирические рисунки посвящены врачам различных специальностей: каждой профессии – свое отдельное изображение. Здесь есть оживленный «День в больнице» и завалившие медсестер медицинскими документами «Бюрократы», «Пластический хирург», создающий очередной шедевр, и «Фармаколог», охотившийся на бабочек, а встретивший лесную нимфу.

Художники-карикатуристы не всегда создают острый памфлет на злобу дня: в данном случае юмористическая форма позволяет представить характерные типы, а комический эффект достигается за счет необычных сравнений и неожиданных героев, которые появляются в совершенно, казалось бы, обыденных сюжетах. Карикатуры Переса красочные и яркие, они полны деталей и, несмотря на существование главного персонажа, врача, художник вводит в свои произведения и других героев. Порой ими могут оказаться даже крошечные человечки, рассыпанные по полотну: то они тащат грузы и идут в атаку, то митингуют и выпивают за чье-то здоровье, то есть живут своей полноценной, обособленной от главного персонажа жизнью, при этом работая на общий замысел. А Перес, несмотря на то, что его картинки так и просятся быть размещенными в больничных коридорах и у кабинетов врачей, где их можно часами рассматривать с удовольствием, забыв о времени, тем не менее вкладывает в них и сатирический комментарий, обличающий предрассудки, существующие в современной медицине.


Пациенты часто изображаются им в образе марионеток, а его «Терапевт» - это женщина-врач, осматривающая больного в средневековом замке. Вокруг нее столпились придворные, герольды, монахи-францисканцы, а римский папа в митре и золотистом плувиале сложил пальцы в благословляющем жесте: мир мужчин ждет, справится ли женщина с возложенной на нее миссией. Двери закрыты, их стережет часовой с ружьем, но они не преграда для слетевшего сверху голубя, который, конечно, символизирует святой дух: дух дышит, где хочет. Перес намеренно нагнетает обстановку, используя большое число религиозных символов для такой камерной сценки. С улыбкой он предлагает зрителю поразмышлять, нуждается ли врач при постановке диагноза в божественном провидении или возможно помощь потребуется больному уже в другом, лучшем из миров?!

Перес не ставит перед собой задачи уязвить врачей, он лишь заостряет внимание на тех недостатках системы здравоохранения, которые по его мнению должны быть исправлены. Его предшественниками были такие крупнейшие мастера сатирико-политической и социальной карикатуры как Хогарт, Гилрей, Домье, Буальи, Роулендсон, Крукшанк, Клей, и их влияние, конечно, ощутимо. Но по сравнению с ними у Переса больше свободы: он независим от религиозных догматов и суеверий.

Интересно и то, как Перес играет с масштабами и размером фигур: пациент, сидящий к нам спиной, огромный, тучный мужчина, врач значительно меньше него, но и она возвышается над окружившими ее судьями и зрителями, а в левом нижнем углу картины согбенная фигурка чернокожего раба - помощника, который закрепляет провода электродов.

В альбоме каждая иллюстрация Переса шла с краткой сопроводительной статьей доктора Ваймана Спенса. Будучи успешным физиотерапевтом и реабилитологом, он собирал произведения искусства, создавал спортивные лекарственные препараты, вел оздоровительные программы и пробовал свои силы на литературном поприще. Он познакомился с творчеством Переса благодаря художественной галерее, специализирующейся на современном “ars medica”, а также интересному совпадению: его сыновья, юристы, приобрели картину Переса, которая едко высмеивала судебное заседание. Спустя несколько месяцев Спенс обратился к художнику с просьбой создать нечто подобное на тему психиатрии, поскольку этой отраслью медицины он увлекался еще со времен института.


Когда заказ был выполнен, доктор Спенс попросил написать еще одно произведение, посвященное тому, с чем он столкнулся, оказавшись в роли несчастного пациента. Когда «Отделение неотложной помощи» оказалось в руках доктора, он понял, что погиб и не сможет успокоиться, пока не получит карикатуры на все основные области современной медицины. Эта работа длилась три года, а результатом стал изданный в соавторстве альбом. Для того, чтобы сопроводительные статьи выглядели убедительнее, Перес даже разработал «медицинский» шрифт: все инициалы (заглавные буквы, с которых начинались эти тексты) были созданы по мотивам иллюстраций.


Английская буква U, с которой начинается история уролога, напоминает то ли уютное кресло, то ли неглубокий резервуар с капающим краном, и этот же водопроводный кран держит в руках врач, пытающийся объяснить своему пациенту, в чем причина его урогенитальных бед и что нужно будет проводить катетеризацию. Конечно, тот догадывается и сам. Его лицо, изможденное нарзаном, находится в полной гармонии с полотном, висящем на стене и рассказывающим предысторию пациента. Пирующие мужчины, сошедшие с дистанции собутыльники, голая вакханка, обилие яств и вино, буквально льющееся через край, - чревоугодие, пьянство, блуд. Яблоко познания в правом углу картины не просто надкусано, оно полностью съедено, и теперь остается только пить боржоми и ждать катетеризации.

Записаться Получить мнение врача дистанционно

Спрашивайте!