Исследователи ломают копья,
рассуждая, почему доктор Тульп вопреки традиции рассек не брюшную полость, а
левое предплечье. Вполне возможно, что в действительности прозектор начал, как
и было заведено, с извлечения внутренних органов, но Рембрандт сделал выбор в
пользу художественности.
Бытовой жанр появился в живописи еще с античных времен, причем изначально художники уделяли внимание не только веселым жанровым сценкам с танцами, застольями, сватовством, бобовыми королями, вдовушками и гусарами, но и ЗОЖу с его спортом, диетами, булимией, термам с гетерами, врачам, больным и даже прозекторам.
Наверное, самая известная работа на медицинскую тему, с ходу приходящая на ум, - это «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта Харменса ван Рейна. О ней и поговорим.
Рассечение и изучение человеческого тела долгое время было под запретом, кто-то тренировался на свиных тушах, кто-то уходил в ночь копать гробы, а кто-то ждал зимы, чтобы купить билет и насладиться анатомической демонстрацией, проходящей в торжественной обстановке на глазах у почтенной публики. Чаще всего такие представления давались в анатомических театрах сразу после публичной казни осужденного преступника, после чего зрители, порадовав себя видом кишок, отправлялись гулять по городским улицам, заканчивая долгий день плотным ужином.
Голландия, 17 век. Молодая независимая страна, избавившаяся от протектората Испании и принявшая протестантизм. Что творится в художественном мире при этом? Церковь как основной заказчик уходит, с аристократией в Голландии туго, основной класс в стране - буржуазия, поэтому художники из «служителей истины путем красоты» становятся обычными работягами, не хуже мясников, барберов, коучей и бьюти-блоггеров. Уже не восторженный покровитель платит мастеру, а художник начинает писать для рынка, и рынок диктует свои условия.
Но есть и исключения: заказные портреты, парные и групповые, причем групповой портрет как жанр получает развитие только в Голландии. Запечатлеть огромное количество людей, объединив их друг с другом да еще и со зрителем, не упустив портретных черт, - художники других стран просто боялись брать такие заказы. Это было дорогим удовольствием, поэтому их обычно заказывали члены гильдий. Одетые в одинаковую одежду, с одинаковыми стрижками или бородками эти профсоюзные работники кажутся родными братьями. Фирменный стиль 17 века выделял лишь руководителя гильдии. Орлиный коготь, как в работе Дирка Якобса, шляпа – как на голове доктора Тульпа.
Доктор Клас Питерсзон, сменивший имя на доктор Тульп, врач-«тюльпан», и возглавлявший Амстердамскую гильдию хирургов, среди многочисленных портретистов города, выбрал неизвестного тогда еще художника, за год до этого приехавшего из родного Лейдена в столицу. Молодой живописец, запросивший, по-видимому, небольшие деньги за столь престижную работу, должен был запечатлеть процедуру публичной аутопсии 1632 года. Об этой картине, обеспечившей Рембрандта крупными заказами и сделавшей его популярным, написано довольно много. Исследователи ломают копья, рассуждая, почему доктор Тульп вопреки традиции рассек не брюшную полость, а левое предплечье. Вполне возможно, что в действительности прозектор начал, как и было заведено, с извлечения внутренних органов, но Рембрандт сделал выбор в пользу художественности. В правом нижнем углу картины трактат Андреаса Везалия, современника Парацельса и основоположника анатомии. Известен его портрет, созданный Яном Стефаном ван Калькаром, учеником Тициана. На нем Везалий рассекает кожу предплечья, обнажая мышечную ткань. Может быть, именно поэтому Рембрандт и изобразил то же самое, отдавая дань первому анатому.
Кроме того, он не только отказался от сложившегося канона в изображении подобных сцен, когда сидящие рядами хирурги смотрели на зрителя, а не тело, но и несколько изменил свой собственный первоначальный замысел. Так, он добавил двух дополнительных персонажей, убрал шляпу, символ респектабельности, на лист бумаги в руках одного из хирургов вместо анатомических штудий поместил список участников, благодаря которому мы можем назвать имена всех изображенных на полотне. Еще он дописал правую кисть, хотя ее отрубали у преступников, осужденных за воровство.
Интересно сравнить работу молодого мастера с его же полотном на ту же тему, но созданным 24 года спустя. Это тоже «Урок», но теперь его проводит преемник Тульпа – доктор Дейман.
К сожалению, говорить об этом произведении сложно – картина
сильно пострадала во время пожара, но сохранившийся фрагмент даже словно
выиграл от этого. Доктор, сам оставшись без головы, проводит трепанацию черепа,
ассистент держит в руках крышку черепной коробки, брюшина тела мертвого
висельника рассечена. Более реалистично – да, но при этом сколько динамики
появляется в работе благодаря ракурсу. Пламя уничтожило остальных участников
картины, но расположение тела вдоль вертикальной оси, попросту говоря, пятки,
сунутые прямо под нос зрителю, роднят заказной портрет с «Мертвым Христом»
Андреа Мантеньи, художника эпохи Возрождения.
Форумы пестрят обсуждениями из серии: «Как так можно? Где квадратный пронатор, локтевой пучок, карпальный канал? При таком натяжении сухожилий пальцы и кисть неизбежно бы согнулись». Но, обсуждая живопись, важно помнить, что картину не нужно препарировать, картиной нужно наслаждаться.