Этот грипп, бивший ознобом, вызывавший высокую температуру, ломоту и головную боль, давал сильные осложнения на легкие: человек начинал харкать кровью и сгорал за несколько дней. 19 октября 1918 года жена Эгона Шиле заболела «испанкой».
Музей Леопольда в Вене знаменит тем, что здесь хранится самая большая коллекция работ Эгона Шиле, выдающегося австрийского художника-экспрессиониста. Но понятия «коллекция» и «экспозиция», к сожалению, не тождественны: фонды музеев зачастую недоступны для широкой публики, которой только и остается, что изучать художника по репродукциям, пытаясь составить мнение о его разностороннем творчестве по картинкам каталога, не всегда точно попадающим в цвет.
2018 год особенный – в конце февраля музей представил «Юбилейную выставку», посвященную столетию со дня смерти художника: огромное число графических и живописных произведений, фотографии и письма. На выставке можно увидеть не только его многочисленные автопортреты, по числу которых он обошел даже Рембрандта. Эта колоссальная ретроспектива покажет, как ученик Климта самоуверенно разрывает с традициями и проходит яркий путь от экспрессионизма с дерганными линиями и искривленными позами, из-за которых героям работ Шиле приписывали дистонию, до более плавного и мягкого рисунка. В поздних произведениях художника такие темы, как сложные взаимоотношения с матерью и дерзкие образы обнаженных острых подростков уступают место вдумчивому, практически академическому портретированию мужчин и женщин.
За всю свою жизнь Шиле создал около 250 живописных произведений и примерно 2000 графических листов, и это огромное число, когда ты знаешь, что художник умер в 28 лет. Например, в 28 лет ван Гог только начал писать, а Малевича во второй раз не приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но Шиле, анфан терибль, торопится жить, и в 1918 году для него эта самая жизнь, казалось, только начинается. Первая Мировая война клонится к своему закату, и Шиле, призванный в армию, но так и не видевший настоящей мясорубки, возвращается домой. В это время, перенеся инсульт, умирает Густав Климт, и лавры главного австрийского художника переходят его ученику. Шиле оформляет 49-ю выставку Венского союза художников, и главные залы этой выставки отданы ему. О нем пишут газеты, слава растет, его жена Эдит ждет ребенка, супруги покупают красивый дом, где хотят открыть школу живописи, и тут все обрывается - по Европе идет «испанка».
Испанский грипп - величайшая пандемия XX века, которая убила больше людей, чем снаряды, пули и газовые атаки Первой Мировой. Болезнь появилась не в Испании, но именно здесь вышли первые публикации о ней. Дело в том, что в стране придерживались нейтралитета, а остальные мировые державы, ведущие боевые действия, не хотели сеять панику, и военная цензура просто не пропускала тревожные сообщения.
Перекинувшись из Китая в Северную Америку, «испанка» очень быстро завоевала Европу, убивая не детей и стариков со слабым иммунитетом, а в основном молодых здоровых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Вскоре она подчинила себе весь мир: «испанкой» была заражена примерно четверть населения земного шара. Были деревни, где некому было хоронить мертвецов, были общие могилы, было более 50 миллионов умерших. На огромных заводах не хватало рабочих, не проводились общественные мероприятия, в трамвай не пускали без повязки на лице. Этот грипп, бивший ознобом, вызывавший высокую температуру, ломоту и головную боль, давал сильные осложнения на легкие: человек начинал харкать кровью и сгорал за несколько дней. 19 октября 1918 года жена Шиле заболела «испанкой».
Шиле женился на Эдит Хармс в июне 1915 года, и спустя 4 дня он, которому удавалось избежать призыва на протяжении целого года, был мобилизован. Его отправили в Прагу, причем Эдит поехала за ним, и так как военное начальство было лояльно к талантливому художнику, супруги могли встречаться. Через 2 года война для него закончилась, и Шиле вернулся в Вену.
В своем полотне «Семья», которому суждено было стать последней его живописной работой, он изобразил обнаженных мужчину и женщину, задумчивых и меланхоличных. Мужчину Шиле писал с себя, образ женщины, как говорят исследователи, несколько раз перерабатывался, и итоговая версия не имеет ничего общего с обликом Эдит – художнику, скорее всего, позировала приглашенная натурщица. Изменилась и композиция – вместо букета, первоначально написанного у ног женщины, Шиле поместил маленького ребенка, которого писал со своего племянника Тони. После этого первоначальное название «Пара, сидящая на корточках», под которым работа экспонировалась в марте, было изменено на «Семью».
В этом полотне уже нет резких ломаных линий, присущих Шиле, плоскостности, разобщенности персонажей - художник создает для себя новый живописный язык. Ребенок не становится смысловым центром и композиционно не объединяет мать и отца, как это часто бывает в семейных портретах, но является своеобразным рефреном: прижимаясь к ногам матери, изображенный на ее фоне, он находится под защитой взрослого, тогда как сама женщина сидит между разведенными ногами своего мужа, и вертикали (спинка стула, стенки кушетки, руки мужчины) усиливают этот визуальный эффект, ощущение защищенности.
Тема семьи становится важной
как никогда, поскольку Эдит беременна. Шиле не писал ей любовных писем, но
часто портретировал, и понимая, что Эдит уже не сможет победить «испанку», он
делает карандашный набросок своей жены. Это быстрая графическая зарисовка:
высокая прическа, узнаваемые черты, чуть уставшее выражение лица с
полуприкрытыми глазами, воротник платья, кольцо на пальце, 27.X. На следующий день Эдит, будучи на шестом месяце беременности,
умерла, а через 3 дня, в день ее похорон, скончался и сам художник: «Война окончена,
и я должен уйти. Мои работы следует показывать во всех музеях мира».