"Я училась на психолога параллельно в двух университетах – очно в МГУ им. М.В. Ломоносова и заочно в Санкт-Петербугском университете. Во время учебы занималась волонтерской деятельностью. Мы помогали людям в трудных жизненных ситуациях - покупали им лекарства, давали одежду, находили родственников, устраивали в разные организации на работу или туда, где им обеспечивали уход, кормили бездомных людей. Тогда я много времени проводила в больницах, домах престарелых, хосписах. После окончания учебы я работала психологом в Центре экстренной психологической помощи МЧС России, затем в правительственной организации. Далее я стала развиваться в нейропсихологии. Работала с детьми в детском коррекционном центре, со взрослыми в Реабилитационном центре, вела частную практику с детьми и взрослыми".
При тяжелом протекании любой соматической болезни также может нарушаться активность, ухудшаются когнитивные функции. При онкологических заболеваниях часто пациент теряет активность, продуктивность. Кроме того, на фоне химиотерапии могут возникать инсульты. При снижении активности, которая возникает на фоне химиотерапии, помощь нейропсихолога оказывается очень полезной.
Нейропсихолог, как правило, работает в команде реабилитологов, в которую входят специалисты ЛФК, массажисты, логопеды.
Мы имеем колоссальные успехи в восстановлении, что позволяет людям продолжить работать, жить активно.
Чаще всего обращаются с детьми, потому что родители больше переживают за них. На втором месте – люди активного возраста после инсульта или травмы, это те, для кого важно продолжить активную жизнь.
В последнее время мы наблюдаем, что пожилые люди задумываются о своем когнитивном здоровье и сами приходят на занятия, но это, увы, не массовое явление.
Мы всегда ориентируемся на запрос человека. Если пациент не ставит первоочередной задачей полное восстановление, мы с уважением к этому относимся. В таком случае для нас важно восстановить его бытовую активность.
Невролог назначает лечение, если оно необходимо. Но часто бывает, что неврологически и соматически человек здоров. Особенно часто такое бывает с детьми. Наблюдаются некоторые специфические особенности, которые необходимо корректировать при помощи занятий с нейропсихологом. И лучше это делать как можно раньше, потому что по мере взросления ребенок будет встречаться с новыми сложностями.
Если у мамы возникнет тревога, что что-то не так, например, ребёнок несобранный, не слышит то, что говорят учителя и т.д., лучше показать его специалисту. Как правило, таким семьям дают простые рекомендации по повседневной активности.
Моя методика – это упражнения и никаких аппаратных методов. При работе с детьми это, как правило, двигательная коррекция. Развитие в детском возрасте идет через ощущение управления телом, через ориентацию в пространстве и через движения. И большая часть упражнений строится именно на этом. Есть методика Семенович. Туда включаются растяжки, двигательные упражнения, подвижные игры. За столом решаем когнитивные задачи – этому уделяем последние минут 15 занятия, если это доступно ребенку.
Когда у ребенка тяжёлая форма заболевания, я сама его руками и ногами выполняю упражнения, чтобы он усваивал ощущения от движений, его мозг таким образом получал стимулы. За счет этого идет косвенное развитие мозга, и ребенок учится делать что-то самостоятельно.
Со взрослыми мы проводим нейропсихологическую диагностику, выявляем зоны функционального дефицита и на основе диагностики строим коррекционную программу.
Когда пациент выполняет определенные задачи, я вижу разного рода ошибки, и на основе этого могу определить, в каких зонах головного мозга есть функциональный дефицит. К примеру, есть тест-таблица Шульте, в которой числа от 1 до 25 расположены в случайном порядке. Таких таблиц пять, и пациенту необходимо как можно быстрее отыскать числа по порядку. Если он делает это медленно, значит он утомляемый. Может быть недостаточность стволовых отделов мозга, человек устает, у него нет энергии на выполнение любой деятельности. Тогда и когнитивные функции в целом будут снижены из-за того, что недостаточно энергии и питания головного мозга.
Если, выполняя этот же тест, пациент делает его медленно, потому что теряет последовательность чисел, теряет свою задачу, отвлекается на что-то другое или начинает перечислять числа построчно, а не по порядку, это, скорее всего, поражение лобных отделов мозга, поэтому пациент не удерживает программу.
А может быть так, что человек видит только правую часть таблицы. Тогда это поражение глубинных отделов правого полушария или височно-затылочной области. Это оптико-пространственное игнорирование. Как правило, оно возникает при инсультах, и человек не может целостно воспринимать картину мира.
Ведущее полушарие у правшей – левое. Если происходят инсульты в левом полушарии, как правило, нарушается речь. Правое полушарие больше отвечает за обработку образной информации. Затылочные отделы – за зрительное восприятие. Лобные отделы отвечают за регуляцию деятельности, простое простраивание программы: взять ложку, набрать в нее суп и положить в рот. Также лобные отделы отвечают за сложное планирование в жизни. Стволовые структуры обеспечивают мозг энергией. Стоит отметить, что любая, даже элементарная деятельность, выполняется всем мозгом, а не отдельной его частью.
Я выстраиваю коррекционную программу так, чтобы тренировать все области головного мозга, но основной упор делаю на то, что больше нарушено.
Мы начинаем коррекционное занятие с упражнения по нейродинамике, которое позволяет накопить больше ресурсов и сил. Это дыхательные и двигательные упражнения, упражнения для глаз и вестибулярной функции. В целом со стороны всё выглядит довольно просто: дышим, делаем упражнение для глаз, выполняем задачи руками, с мячами, но смысл этих действий глобальный. К примеру, через дыхание и глаза мы тренируем стволовые структуры, потому что в них находится дыхательный и глазодвигательный нейроны.
Часто использую упражнения на реципрокную координацию, когда одна рука делает одно, другая – другое, и они чередуются. Это требует большего контроля от пациента, включаются мозолистое тело, лобные доли и разные отделы, которые отвечают на координацию.
Это распространённый миф, что специалист покажет упражнения, а пациент будет их делать самостоятельно. Но, как правило, никто эти упражнения как следует не выполняет. Кроме того, специалисту важно отслеживать правильность выполнения упражнений, их эффект.
Один и тот же комплекс упражнений может быть направлен абсолютно на разные функции. Например, со взрослыми пациентами мы длительное время делаем упражнения с мячами. Но сегодня мы их делаем для того, чтобы научиться удержать предмет в руках, завтра для того, чтобы подтянуть зрительно-моторную реакцию, больше научиться ориентироваться в пространстве. Потом для того, чтобы построить программу и соединить всё это в сложную деятельность и подключить эмоциональный компонент. В итоге достигаем цели реабилитации. Важно направлять внимание, контролировать длительность, давать или не давать подсказки.
При инсульте есть острый период, когда в первую очередь пациенту оказывается первая помощь, но реабилитологи уже в реанимации или в терапевтическом отделении подключаются и начинают восстановительную работу. Даже если человек в минимальном сознании в этот период, и единственное взаимодействие, которое для него доступно, - это движение глаз. Здесь мы проводим стимулирующие упражнения, различные тактильные упражнения, используем массажные мячи, чтобы человек ощущал собственное тело, пространство, звуковые и обонятельные стимулы.
Острый период может длиться до шести месяцев, и во время него можно максимально восстановить функции. Есть поздний период, когда реабилитация может быть более длительной.
Многое зависит от возраста – если, например, мы работаем с молодым человеком после инсульта, у мозга больше ресурсов, и восстановиться в полном объёме можно за полгода или несколько месяцев.
Упражнения с руками направлены на восстановление мелкой моторики. Руками управляет теменная кора головного мозга, и за счёт того, что мы делаем упражнение, она стимулируется и восстанавливается. Например, мы бросаем мячи, стоя друг напротив друга, и ловим их. Здесь нужно и сориентироваться в пространстве (за это отвечает оптико-пространственная кора), и удерживать эту программу (так тренируются лобные отделы).
Важно построить реабилитацию таким образом, чтобы у пациента был ресурс для выполнения всех задач, и сложная деятельность восстановилась.
60-летнего пациента привезли в первые часы после инсульта. Ему провели тромболизис, он остался на восстановительном лечении и очень хорошо восстановился для своего возраста. Мы восстановили его функции в полном объёме так, что он смог выйти на работу. Пациент находился в стационаре около месяца, и потом около двух месяцев приезжал на занятия амбулаторно.