Ревматологические причины смерти Вольфганга Амадея Моцарта

Вот круг симптомов, которые наблюдались у Моцарта: высокая лихорадка, отечность суставов с развившейся затем анасаркой (то есть отёком всего тела), сыпь (экзантема), диарея, частичный паралич, усилившийся в последние дни, развившаяся кома. 

Известно, что Моцарт, даже по чрезвычайно снисходительным взглядам конца 18 столетия на нравственность, вёл не слишком-то пристойную жизнь и имел много вредных привычек. Он работал ночами, порой до утра сидел за картами, затем спал почти весь день, годами не выходя на солнце. Известно, что в детстве он перенес стрептококковую инфекцию, несколько острых инфекций верхних дыхательных путей и часто болел ангиной. В одиннадцать лет его поразила оспа, а в шестнадцать начала терзать желтуха. Время от времени он впадал в увлечение табакокурением, и в те периоды буквально не выпускал изо рта трубку, окутываясь густыми клубами дыма, а также то и дело перебарщивал с алкоголем. Все эти радости жизни не способствовали сохранению здоровья композитора, человека хоть и крепкого сложения, как писали о нем биографы, но ростом едва ли достигавшего полутора метров.

Не будем долго мучить читателя различными знаменитыми конспирологическими теориями. Большинство из них не выносит критики и давно стёрто в порошок различными специалистами-исследователями, историками и музыковедами. Но некоторые из них достойны упоминания хотя бы из интереса. Излагать мы их не будем, но упомянем. Самая известная из них – история о «чёрном человеке», об отравлении завистником-злодеем Сальери. Надо сказать, что Сальери, будучи главным капельмейстером императора Священной Римской Империи, самого могущественного монарха Европы, в те годы буквально купался в золоте и славе и был гораздо успешнее и известнее Моцарта, финансы которого незадолго до смерти оказались в совершенно плачевном состоянии.  Сальери последний раз виделся с Моцартом летом 1791 года, и никак не мог отравить его теми ядами, коими тогда располагала наука. Интересно, что в 1997 году Миланская консерватория организовала знаменитый исторический процесс в местном суде. В заседании участвовали величайшие знатоки своего дела - музыковеды, историки музыки, критики и криминалисты. Городской судья Милана вынес вердикт: «Сальери не виновен!»

К слову, в отравлении Моцарта обвиняли не только Сальери. Версию о том, что его отравили масоны якобы за раскрытие масонских секретов в его «Волшебной флейте», разбивает хотя бы тот факт, что «Волшебная флейта» вызвала в современных ей масонских кругах восторг и стала причиной заказа «Масонской кантаты», которая и была блестяще исполнена перед самой смертью композитора. Существуют версии отравления Моцарта и евреями-заговорщиками, и якобинцами и иезуитами, но все они абсолютно абсурдны и не выдерживают критики.

Зальцбургский гений, как известно, скончался в Вене 5 декабря 1791 года после болезни, продолжавшейся чуть более двух недель.  Предполагаемых причин множество: травма, смерть от неправильного лечения, последствия болезни, перенесённой в детстве и ещё сонм гипотез, версий, догадок и предположений. Как известно от очевидцев, супруга композитора, Констанция, в отчаянии рухнула на постель мужа и обняла его тело, чтобы заразиться его болезнью и умереть следом за ним. Тут же за этим трогательным описанием следует версия о том, что мужа отравила именно она по наущению любовника.

Да, есть такое мнение, что гениальный австриец погиб от яда, данного ему его супругой Констанцией по наущению его ученика Франца Ксавера Зюсмайера. В 1791 году Констанция родила сына, которого назвали также, как и ученика маэстро – Францем Ксавером. Этого мальчика долгое время молва и считала сыном Зюсмайера, а не Моцарта. Почти сорок лет спустя Констанция, опубликовав анатомический рисунок уха своего сына, доказала, что это тоже вымысел. Зафиксировано, что у Моцарта был неповторимый дефект ушной раковины. И точно такое же ухо было и у маленького Франца Ксавера!  

Последний прижизненный портрет В.-А. Моцарта 1790 г. Художник Иоган Эдлингер


Как сообщала «Новая музыкальная газета» еще в 30-е годы 19 столетия, могильщик, хоронивший Моцарта, похитил его череп. Через полвека череп Моцарта был подарен некоему Якобу Гиртлю, так как обладание подобным раритетом считалось в те времена весьма завидным. Брат Гиртля, Йозеф, был профессором анатомии. Он изучил череп и подтвердил его подлинность. По поводу этого черепа антропологи и палеонтологи сломали немало копий. В конце концов при исследованиях с применением новейших технологий, употребляемых в криминалистике, в начале 1990-х годов Г. Тихи обнаружил в черепе не полностью заросшую трещину длиной почти 8 сантиметров – результат удара или падения, полученного при жизни. А то, что Моцарта в последний год жизни мучили сильные боли в голове и головокружения, – общеизвестный факт. По предположению Тихи, Моцарт умер от гематомы и развившейся инфекции.

Эта версия перекликается со странной версией убийства из ревности. Дело в том, что вслед за смертью Моцарта Франц Хофдемель, венский судейский чиновник и известный масон, совершил самоубийство, изрезав перед этим бритвой свою беременную супругу. Несчастная выжила и родила ребёнка, которого все считали сыном Моцарта. Многие жители Вены полагали, что именно Хофдемель избил композитора палкой, отчего тот и умер. Достоверно известно лишь то, что Моцарт обучал Марию-Магдалену Хофдемель игре на фортепиано и мог вступить с ней в связь. Кстати, свой последний концерт для фортепиано с оркестром он посвятил именно ей. Версия очень интересная, но многочисленные симптомы болезни Моцарта говорят об ином.

Сразу хочется сообщить, что растиражированное мнение о том, что Моцарт лечился ртутными препаратами, что и вызвало (или могло вызвать) почечную недостаточность, по мнению медиков совершенно несостоятельно. Поговаривают о докторе Готфриде ван Свитене, лечившем Моцарта якобы от сифилиса. Отец этого ван Свитена, Герард, был автором знаменитого тогда метода лечения ртутью. Его имя было на устах, и тогдашняя публика поспешила сделать выводы из единственного визита этого врача к Моцарту. Мнение венерологов, сложившееся ещё в середине 20-го века, расценивает вероятность заражения сифилисом как исчезающе низкую, и в связи с этим лечение ртутью маловероятно. Никаких свидетельств тому нет. А при лечении других болезней ртуть не использовали. Тем более, ртуть вызывает тремор, которого не было: композитор твердою рукой писал тексты и ноты практически до самой кончины.

А теперь мы по возможности кратко, но обстоятельно расскажем вам о том, какое мнение сложилось обо всём этом у специалистов современной медицины. Ведь вопреки неясностям и неточностям, известно нам достаточно много. Например, факт, что Моцарт болел всего около пятнадцати дней, которые провел в постели. Он совершенно точно не появлялся на публике после 20 ноября. При этом 18 ноября он был весел, абсолютно здоров, и дирижировал премьерой своей кантаты «Laut verkuende unsre Freude» – «Громко провозгласим нашу радость» - на открытии после ремонта нового помещения Масонской ложи, к которой он принадлежал. Ничто не предвещало беды. И вдруг – совершенно непонятные симптомы! Неожиданно молодой человек слёг. Практически сразу выясняется, что всё тело его опухло, и по этой причине он совершенно лишен возможности двигаться. Лишён настолько, что через какое-то время его даже не могут перевернуть, поэтому приходится шить сорочки, которые застегиваются спереди, чтобы не застегивать их сзади. И всё это было бы странно и удивительно, случись оно с кем угодно, но только не с нашим героем.

Вот круг симптомов, которые наблюдались у Моцарта: высокая лихорадка, отечность суставов с развившейся затем анасаркой (то есть отёком всего тела), сыпь (экзантема), диарея, частичный паралич, усилившийся в последние дни, развившаяся кома. Мы уже упоминали, что композитор страдал тонзиллитом – хронической ангиной (или воспалением миндалин), которая может стать фактором, запускающим ревматический процесс. В современном мире люди намного реже страдают ревматизмом, а в то время ревматологические заболевания встречались значительно чаще.  Суть ревматизма в том, что клетки нашей иммунной системы могут ополчиться на клетки собственного организма. Фактор, который к этому приводит, - их знакомство со стрептококками, с бактериальной инфекцией. То есть организм сначала учится уничтожать бактерии, но стенка бактерии весьма похожа на поверхность наших собственных клеток! И потом, когда бактерия повержена, клетки иммунной системы могут поражать самые разные органы и ткани. Для таких проявлений «агрессии» иммунной системы как раз и характерны кожная сыпь, припухлость и поражение суставов, высокая лихорадка.

Итак, основной диагноз – геморрагический васкулит, пурпура Шёнлейна-Ге́ноха, в том числе связанная с воспалением сосудов кожи и сосудов разных органов. Сыпь, которая была у Моцарта – один из важнейших симптомов, что мог бы свидетельствовать о васкулите, об аутоиммунном поражении. Главная опасность аутоиммунного васкулита – быстро прогрессирующий гломерулонефрит, нефротическим синдромом. Это повреждение почки, приводящее к отеку и почечной недостаточности. Именно такой отек всего тела и наблюдался у Моцарта. Более того, при наличии васкулита выраженное системное воспаление могло привести к кровоизлиянию в головной мозг. Это состояние также связано с риском инфекции, например, пневмонии или сепсиса. Даже при современном уровне медицины спасти Моцарта было бы очень сложно.

Моцарт с детства мог иметь затруднения с почками. Не говоря уже о том, что он полжизни провел в дорожной карете. Его многолетние турне по королевским дворам, постоянное нахождение среди высоких персон не предполагали частых отлучек в туалет, которые так необходимы детям. Ему просто запрещали отходить, что небезызвестно.  Это тоже могло привести к заболеванию. При длительном воздержании от мочеиспускания возникает рефлюкс - обратный отток мочи из мочевого пузыря в лоханки почек. И при длительном воздержании от мочеиспускания может наблюдаться расширение лоханок почек.  Всё это может приводить к инфекции, к пиелонефриту в том числе. Урологи считают, что задержка мочи – очень серьёзная проблема. И если человек задерживает мочу, это может привести к тому, что почки становятся более восприимчивы к ревматологическому процессу.

Есть и ещё один нюанс: в принципе всё, о чём мы знаем, описано в книгах, которые и написаны, и изданы под контролем вдовы Моцарта Констанции. Никаких свидетельств непосредственно от врачей не осталось. Скорее всего, они неким образом отредактированы, может быть, убрано что-то «лишнее». По-прежнему мы не знаем и, возможно, никогда не узнаем правды в окончательном, стопроцентно достоверном виде. У нас есть только возможность задавать вопросы и получать новые и новые ответы.


Записаться

Спрашивайте!