В гостях у главного врача Ильинской больницы Алексея Викторовича Живова главный медицинский брат Станислав Вячеславович Епарский. В этом выпуске:
- медсестра как полноправный, независимый специалист и партнёр в
лечебном процессе;
- мировой опыт;
- энтеростомальная терапия, раневой менеджмент, подология, триаж;
- работа среднего медперсонала в лучевой диагностике;
- почему в Ильинской больнице оперблоком руководит медсестра, а не врач;
- медсёстры реанимации и интенсивной терапии;
- медсёстры стационара;
- система коммуникации и передачи информации (I-SBAR);
- роль медсестры в системе риск-менеджмента (инцидент-репортинг);
- проблемы среднего медицинского образования в России;
- Школа среднего и младшего медперсонала Ильинской больницы.
Главный врач, уролог, к.м.н. А.В.Живов: https://ihosp.ru/vhPlY8Dn | Главный медицинский брат С.В.Епарский: https://ihosp.ru/xrwtNGDB | Все выпуски подкаста: https://ihosp.ru/GT2CHMny
Цель разговора — показать равнозначную важность врачебной и сестринской профессии для пациента. Современная медицина основывается на принципе, что каждая из этих ролей выполняет свою критически важную задачу.
Ключевое отличие современного подхода в том, что медицинская сестра или брат сегодня — это полноправный и самостоятельный участник лечебно-диагностического процесса. Этот специалист стоит плечом к плечу с врачом, а не за его спиной. Важнейший фактор — количество времени, которое медсестра проводит с пациентом, будь то круглосуточное наблюдение в стационаре или амбулаторный приём. Это время значительно больше, чем может уделить врач. Поэтому новая концепция рассматривает медсестру как независимого профессионала, сделавшего осознанный карьерный выбор.
В качестве примера высокой автономии сестринской профессии можно привести США и Великобританию. В этих странах работа медсестры абсолютно самодостаточна. Существуют, например, «nurse practitioners» — медсёстры, которые имеют право самостоятельно принимать пациентов, ставить диагнозы и назначать терапию, включая определённые лекарственные препараты. Также за рубежом есть профессора сестринского дела — учёные с глубокими знаниями в своей области. Именно этот подход к автономности был взят за основу при создании сестринской службы Ильинской больницы.
У нас есть конкретные примеры полностью автономной работы. Это, например, специалист по энтеростомальной терапии — медсестра, которая полностью курирует пациентов со стомами, проводит консультации и обучение. В амбулаторном звене развит современный раневой менеджмент: медсестра перевязочной самостоятельно оценивает послеоперационные раны и проводит обработку, если течение нормальное. Отдельное направление — медицинская подология, где медсёстры ведут самостоятельный приём по медицинскому педикюру.
Важным элементом работы является первичный осмотр пациента — триаж. В отделении экстренной помощи медсестра первой проводит антропометрию, измеряет гемодинамику, осматривает кожные покровы и оценивает состояние по специальным шкалам. Эти данные формируют для врача целостную картину. В Ильинской больнице врач не перепроверяет измерения, сделанные медсестрой, что демонстрирует абсолютный уровень доверия и признания компетенции каждого специалиста в своей области.
Ключевую роль играют и техники в диагностических службах. Например, рентгенолаборанты в больнице работают полностью самостоятельно: позиционируют пациента, проводят исследование на аппарате и оценивают качество снимков перед отправкой врачу-рентгенологу на описание. Подобная автономия, когда технический специалист выполняет исследование «под ключ», является стандартом в современной медицине.
В Ильинской больнице операционным блоком руководит медицинская сестра. Это осознанный и принципиальный выбор. Только операционная медицинская сестра знает изнутри до каждого винтика всю работу этого сложнейшего подразделения. Она является хозяйкой операционного зала и диктует правила работы, обеспечивая её логистику, стерильность и эффективность. Назначение врача руководителем оперблока, распространённое в других учреждениях, часто является формальным и не отражает реальной организации процессов.
Работа в отделении реанимации предъявляет самые высокие требования. В Ильинской больнице одна медсестра курирует не более двух, в крайнем случае трёх, пациентов. Это базовое условие безопасности. Такой специалист владеет глубокими теоретическими знаниями по анатомии, физиологии и патофизиологии, понимает принципы работы сложной аппаратуры. Медсестра реанимации способна интерпретировать данные мониторов и проактивно реагировать на изменения состояния пациента, работая в тесной связке с врачом-реаниматологом. Период адаптации нового сотрудника в этом отделении достигает шести месяцев.
В стационаре также действуют строгие стандарты нагрузки: одна палатная медсестра курирует не более пяти пациентов, в отличие от 20-40 в среднем по городским больницам. Здесь нет отдельной процедурной медсестры — все манипуляции, включая забор крови, установку капельниц и перевязки, выполняет курирующая пациента медсестра. Она знает всю историю его госпитализации, отслеживает лабораторные показатели, владеет всеми необходимыми навыками работы с дренажами и ассистирования врачу. Такой подход создаёт универсального специалиста, который ведёт пациента «под ключ».
Медсестра стационара — это мультипрофильный специалист. Она должна владеть стомаменеджментом (уход за стомами), современным раневым менеджментом, а также основами медицинской реабилитации. Медсестра помогает пациенту с дыхательной гимнастикой, правильным перемещением, восстановлением навыков самообслуживания, продолжая работу между занятиями с инструктором ЛФК.
Для обеспечения бесперебойности и безопасности лечебного процесса в клинике внедрена стандартизированная методика передачи информации — I-SBAR. Эта система используется как при экстренных сообщениях, так и при плановых передачах смен. Она позволяет структурированно и без искажений донести информацию о пациенте или ситуации от одного сотрудника к другому. Данный стандарт — один из ключевых элементов культуры безопасности.
Культура взаимодействия в больнице строится на принципах равного партнёрства. Врач воспринимает информацию от медсестры как важную и зачастую ключевую, поскольку она основана на длительном и близком наблюдении за пациентом. Хороший пример такой коммуникации - когда медсестра, сомневаясь в назначенной дозировке препарата, задаёт вопрос врачу. Врач, в свою очередь, либо вносит коррекцию, либо разъясняет своё решение. Такое взаимодействие исключает слепое выполнение назначений и предотвращает потенциальные ошибки.
Поскольку медсестра проводит с пациентом больше всего времени, она является основным свидетелем любых нежелательных событий или потенциальных рисков. Поэтому её роль в системе инцидент-репортинга критически важна. Как показывают исследования, медсёстры лидируют по количеству таких сообщений. В Ильинской больнице создана культура, при которой сообщение об ошибке или риске воспринимается не как «стукачество», а как шанс исправить системную проблему и предотвратить её повторение, что напрямую повышает безопасность пациентов.
Отмечается невысокий уровень базовой подготовки выпускников медицинских колледжей. Зачастую образование не соответствует современным требованиям к профессии, а многие выпускники не планируют оставаться в медицине. Ролевая модель автономного, высококвалифицированного специалиста не релевантна тому, с чем молодые кадры приходят после учёбы. Это создаёт серьёзный вызов для клиник, нацеленных на высокие стандарты.
Осознавая проблемы системы образования, больница сделала ставку на внутреннее обучение. Здесь была создана Школа среднего и младшего медицинского персонала. Её задача — компенсировать пробелы в теоретической и практической подготовке. Обучение проходит регулярно и включает не только лекции по узконаправленным клиническим темам, но и интенсивные практические занятия. Например, запускаются отдельные блоки, посвящённые педиатрии, где учат особенностям коммуникации с детьми и технике манипуляций. Эта система позволяет самостоятельно растить высококлассных профессионалов, чей уровень знаний и навыков значительно превышает средний по рынку.
Итог: Современное сестринское дело — это сложная, высокотехнологичная и автономная профессия, стоящая на трёх китах: экспертных знаниях, равном партнёрстве с врачом и безусловном приоритете безопасности пациента. Там, где этот принцип воплощён в жизнь, меняется не только качество медицинской помощи, но и сама культура взаимоотношений в медицинском коллективе.
Спрашивайте!
Ильинская больница. Все права защищены. 2025 год.
143421, Московская обл., городской округ Красногорск, д. Глухово, ул. Рублёвское предместье, д. 2, корп. 2