Семья — это целая система, существующая по определенным правилам и проходящая определенные этапы становления (жизненный цикл). В любой семейной системе происходят изменения: меняется состав, роли участников, отношения между ними, могут меняться правила и внешние условия жизни.

Периоды, связанные с изменениями семейной системы, и процесс приспособления к ним называются семейными кризисами.

Кризис – это не обязательно что-то негативное, хотя действительно не всем семьям удается легко и самостоятельно его пройти. Однако зная «симптомы» трудного жизненного периода, можно вовремя помочь себе и своей семье.

Принято выделять несколько наиболее сложных периодов жизни семьи.

Становление пары (диады)

В этот период люди, до этого живущие порознь, начинают жить вместе и впервые сталкиваются с проблемами совместного проживания. Выясняется, что совместная жизнь совсем не похожа на сказку. Непреодолимыми кажутся взгляды на уборку, досуг, раздражают привычки партнера. Паре приходится о многом договариваться, распределять обязанности: кто за что отвечает, как они отдыхают и как работают, хотят ли заводить детей, какое поведение и внешний вид являются приемлемыми и многое другое.

Кажется, что всё это мелочи, однако не все пары могут самостоятельно преодолеть разногласия и выработать общий взгляд на простые вещи. Иногда партнеры сами до конца не осознают свои ценности и предпочтения, что также осложняет процесс обсуждения и договора.

Что делать:

  • разговаривать, не замалчивать обиды,
  • договариваться, приходить к «общему знаменателю»,
  • обратиться к семейному психологу, если есть сложности в достижении и/или соблюдении договоренностей: партнер «не слышит», ссоры стали «нормой жизни», сложно понять, что конкретно в поведении или словах партнера обижает, не удается адекватно выразить свои чувства.

Рождение ребенка (первенца)

При стандартном развитии событий далее пару ожидает изменение структуры семьи — рождение ребенка. Снова возникает потребность в перераспределении ролей, времени, денег и т.п., правила «для двоих» не подходят для троих, роли партнеров и родителей сильно отличаются. Необходимость заново договариваться обычно совпадает с тем, что молодые родители (чаще матери) испытывают сильное физическое и психологическое истощение и напряжение.

 Что делать:

  • по возможности приготовиться заранее к освоению новых ролей. Обсудить с партнером распределение обязанностей, возможные трудности и пути их решения (например, поговорить с «опытными» парами о том, с чем они столкнулись после рождения ребенка и что им помогало). Главная задача пары в этот момент — настроиться на взаимную поддержку и пересмотреть уклад семьи с учетом того, что теперь вас стало трое.
  • быть внимательными к изменению психоэмоционального состояния партнера: помнить, что подавленность, тревожность, нарушения сна, раздражительность у молодой мамы могут быть симптомами послеродовой депрессии, что требует незамедлительного обращения к врачу-психиатру, врачу-психотерапевту. Тревожно-депрессивные реакции у молодых отцов также не редкость, а прямое показание для консультации специалистов.

Рождение второго ребенка (и следующих детей)

В целом этот кризис проходит для семьи легче, поскольку не нужно заключать новый «договор», так как многие организационные моменты уже определены на предыдущем этапе.

Однако родители могут сталкиваться с проблемой детской ревности, и должны ее как-то решать.

Что делать:

  • постараться уделять равное внимание детям, не сравнивать детей,
  • не забывать об отношениях с партнером (выделять время),
  • имеет смысл обратиться за консультацией к детскому и семейному психологу, а иногда и к психиатру при появлении «трудного» и плохо корректируемого поведения у детей (агрессия, выраженные страхи, изменения настроения, сна, аппетита, энурез и т.д.).

Первое столкновение с оценкой социума (детский сад/школа)

Пара уже свыклась с родительскими ролями, установились определенные правила взаимодействия между всеми. Но семью ждет следующий жизненный этап, связанный с социальным «предъявлением»– ребенок идет в сад или школу.

Этот этап тесно связан с появлением внешних правил и требований, социальным сравнением и одобрением. Семье снова нужно адаптироваться к изменениям, договариваться о том, кто будет водить/забирать, насколько критично придерживаться всех принятых норм, какие формы воспитания/наказания приемлемы в семье, что считать успехом и насколько важно соответствовать внешним нормам и стандартам.

Что делать:

  • обсуждать семейные ценности, вырабатывать общие стратегии воспитания,
  • посетить детского психолога (иногда психиатра) на дошкольном/досадовском этапе для определения степени готовности ребенка, получения рекомендаций об организационных моментах, связанных с адаптацией,
  • обращаться к специалистам в случае повышения родительской тревоги, сложностей адаптации ребенка к саду/школе, в том числе для нейропсихологической и патопсихологической диагностики ребенка (при наличии школьной неуспеваемости, неусидчивости).

Подростковый возраст детей

Период подросткового возраста у детей часто переживается тяжело, поскольку обычно совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. В это время ребенок определяется с идентичностью, ценностями, а у родителей происходит переоценка собственного пути, правильности принятых решений.

Соответственно, одна из важнейших психологических задач семьи - подготовить ребенка к сепарации, к самостоятельной жизни. Подросток стремится вырваться из-под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы, однако инструментов для осуществления задуманного не хватает.

Другой важной задачей будет являться подведение для пары/каждого родителя по отдельности промежуточных итогов, внесение корректив. Часто на этом этапе пары могут столкнуться с изменами, задумываться о разводе, проявляются сексуальные дисфункции.

Семья должна перестроить свои внешние и внутренние границы, научиться жить в измененном составе, учитывая интересы и ценности всех.

Что делать:

искать баланс между личными интересами и интересами семьи, не забывать про семейные традиции. Как никогда семье важно поддерживать друг друга, интересоваться делами, делиться сомнениями и страхами.

на этом этапе многим семьям тяжело справиться без помощи специалиста. Причины обращений могут быть связаны с проблемным поведением подростка, с супружескими сложностями, с вопросами личных смыслов и ценностей.

Опустевшее гнездо

Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Синдром пустого гнезда — так принято называть этот период в семейной истории. Партнеры могут столкнуться с экзистенциальными вопросами (одиночество, смысл жизни, страх смерти), могут вернуться былые обиды (непрожитые на предыдущих периодах).

Что делать:

  • проводить время с партнером при обоюдном желании сохранить пару, искать новые совместные интересы, разговаривать,
  • выстраивать жизнь, отдельную от воспитания и помощи детям и внукам,
  • не стесняться обращаться к врачам-психиатрам, врачам-психотерапевтам, психологам при появлении симптомов депрессии и тревоги, сложностях самоопределения. 

Автор: Москаленко Евгения ВладимировнаМоскаленко Евгения Владимировна Клинический психологКандидат психологических наук.

Дата создания: 21.07.2023
Дата изменения: 15.08.2023
Записаться Получить мнение врача дистанционно

Спрашивайте!