Причины самоубийства Антонио Сальери. Деменция или муки совести?

Сальери был помещен в венскую Всеобщую больницу, хотя, будучи человеком обеспеченным, вполне мог позволить себе и домашнее лечение. А тот факт, что спустя короткое время он оказался в отделении для душевнобольных, кидает тень подозрений на членов его семьи, особенно на многочисленных родственников, появившихся в связи с замужеством его дочерей и жаждавших наследства...

Множество историй об этом ужасном преступлении, совершенном из профессиональной зависти, ходит по свету, и ни одна из них не выдерживает никакой критики. Изящная и нелепая сказка о том, как посредственность, отдавшись слепой зависти, уничтожила истинного гения. Но ничто так не привлекательно для толпы, как подобные истории... Всё это пустая болтовня, Сальери я обязан более, чем кому бы то ни было...

                            Из «разговорных тетрадей» Людвига ван Бетховена.

Широкой публике часто совершенно неизвестны подлинные факты из жизни известного итальянского и австрийского композитора Антонио Сальери, слава которого гремела десятки лет. Причина его забвения и общественного осуждения — самый настоящий черный пиар, который практически уничтожил его славу и доброе имя. Свою роль в этом сыграли и литературные произведения. Часто авторы создавали их намного позже описываемых событий, при этом не зная никаких литературных источников, а основываясь лишь на газетных утках и распущенных в своё время слухах. В России, например, большое влияние на мнение народа оказали «Маленькие трагедии» великого Пушкина, что в недобрый час поддался обаянию этой действительно трагичной и очень красивой сказки.

Если же говорить языком фактов, то Антонио Сальери на пике своей карьеры был придворным капельмейстером двора германских императоров, человеком, с которым с удовольствием музицировал сам владыка Священной Римской Империи. Великолепный музыкант, автор более сорока опер, один из основателей знаменитой Венской Консерватории. Прекрасный педагог, вскормивший величайшие таланты своей эпохи. Учеников у него было более 60 человек, всех и не перечислишь, достаточно назвать фамилии Бетховена, Шуберта и Листа. Его оперы ставились во всех знаменитейших театрах Европы независимо от политической конъюнктуры: во Франции, к примеру, ими наслаждались как при королевском дворе, так и при якобинцах. А император Наполеон Бонапарт пожаловал ему орден Почётного Легиона.

Вообще, Сальери, если можно так выразиться, был буквально усыпан наградами. Он был востребован и довольно богат, зарабатывая до 10 000 флоринов золотом в год. Все его современники категорически утверждали, что Сальери – человек благороднейший и достойнейший. Один из его современников написал о нем хвалебную статью, называя Сальери образованнейшим музыкантом Европы. Придворный капельмейстер императора был человеком светским, владел четырьмя языками, тонкостями придворного этикета, обладал великолепными манерами. Он создаёт множество блестящих произведений, сотрудничает с известнейшими Бомарше и Боккерини, оставаясь на своей должности при смене трёх (sic!) императоров. Ученик знаменитого Глюка, он обеспечивал семью своего учителя после его смерти. Как только стали позволять заработки, он напрочь отказался от платы за уроки музыки и композиции и продолжил обучать своих учеников бесплатно в память о своих учителях, Кристофе Глюке и Флориане Гассмане, также не бравших с него платы.

«Столь достойный и благородный, а главное, благодарный человек не мог оказаться злодеем», – сказал как-то австрийский император. В эссе про Моцарта мы уже рассказывали об организованном в Милане историческом судебном процессе, закончившемся полным оправданием Сальери. Но, к сожалению, сведения обо всём этом до сих пор неизвестны широкой публике. Даже тот факт, что Сальери при жизни Моцарта был гораздо более признанным, успешным, популярным и богатым человеком, скрыт от широкой публики, хотя это полностью исключает зависть как причину убийства. Все эти сплетни появились более чем тридцать лет спустя после смерти Моцарта и смогли утвердится лишь оттого, что об этом талантливо написали Пушкин и Шеффер, а потом и Форман уже в 20-м веке.

Кстати, сын Моцарта также был учеником Сальери, и, хотя особой дружбы между Моцартом и Сальери не было, они много и плодотворно сотрудничали. В семейной жизни у Сальери тоже было всё прекрасно. Он прожил с женой всю жизнь, называя её своей великой любовью. У композитора было от неё восемь дочерей. После 33 лет совместной жизни Сальери потерял супругу, о которой искренне тосковал целых 18 лет. Болезни в те времена буквально косили людей. Сальери потерял и дочь, потом 23-х летнего красавца-сына. Всё это не могло не отразиться на здоровье знаменитого итальянца. История его болезни и смерти представляет собой, как сказал один из его современников, «...цепочку несчастий, трагических случайностей и ударов судьбы…» 

Антонио Сальери. Портрет кисти Йозефа Виллиброрда Малера


Известно, что знаменитый музыкант жестоко страдал от подагры, терзавшей его ноги, причём достаточно продолжительное время. В своих дневниках он даёт идиллические картинки своего семейного быта ещё при жизни своей супруги. Несмотря на всю трогательность и красоту описаний, в дневниках упоминаются и ежедневные медицинские процедуры, такие, как окуривание и распаривание больной ноги. Это говорит нам о том, что своим недугом Сальери страдал по меньшей мере 25 лет. Тем исследователям, которые утверждают, что помещение его в венскую Всеобщую больницу было оправданным, возразить нечего. Другое дело, что композитор, будучи человеком обеспеченным, вполне мог позволить себе и домашнее лечение. А тот факт, что спустя короткое время Сальери оказался в отделении для душевнобольных, кидает тень подозрений на членов его семьи, особенно на многочисленных родственников, появившихся в связи с замужеством его дочерей и жаждавших наследства.

История вполне современная, если вспомнить некоторые телешоу господина Малахова. И современной медицине связь между подагрой и душевной болезнью представляется весьма сомнительной. Тем более, при старческом слабоумии поражаются и верхние конечности, и речевые функции. Стандартная клиническая картина при многолетней подагре и преклонном возрасте – развитие атеросклероза артерий нижних конечностей, облитерирующего атеросклероза, при котором сильно ухудшается кровоток в ногах. Появляются боли, снижается возможность передвигаться, развивается гангрена. Эта распространённая болезнь обычно кончается ампутацией. В некоторых случаях она может привести и к гибели больного. Поэтому на сегодняшний день большинство исследователей уверены, что Сальери умер от гангрены, вызванной атеросклерозом.

Известно, что у композитора развился жестокий невроз, закончившийся совершенно реальной попыткой суицида. Как раз в это время и пошла гулять сплетня об отравлении Моцарта. В газетах появились, как сейчас говорят, фейковые новости, поползли слухи. А подобные неврозы часто характеризуются крайне тревожным состоянием психики, страстью к самообвинениям, самобичеванию, страхом перед сумасшествием и т.п.

Кроме того, нельзя исключать и ту версию, что Сальери был перемещён в отделение для душевнобольных по проискам жадной родни, желавшей наследства. При этом историкам хорошо известны бесчеловечные, можно сказать зверские методы лечения и обращения с душевнобольными в те годы. Недаром говорят, что французская революция освободила душевнобольных наряду с узниками Бастилии. Кстати, во Франции их приковывали цепями. Поэтому попытка суицида вполне могла быть актом протеста против помещения практически здорового человека, всего за год до того бывшего главным придворным капельмейстером, в отделение для сумасшедших. Факт попытки суицида в те годы вызывал резкое неприятие общества. Это считались смертным грехом, и отношение к самоубийству было абсолютно полярным тому, что мы сейчас наблюдаем в Европе. Поэтому появилась и причина – якобы отравление Моцарта и раскаяние.

Тогдашняя Вена радостно приняла эту версию. Она распространилась по всей Европе, попав на кончики самых талантливых перьев эпохи. Хотя, придя в себя после этого трагического случая, Сальери категорически отказался от обвинений. Мы полагаем, что эта история настолько повлияла на старого композитора, что он, не задумываясь, отдал бы всю свою славу только за то, чтобы обвинения с него были сняты. И лишь Миланский суд уже в двадцатом веке полностью оправдал Антонио Сальери.


Мы в мессенджерах. Спрашивайте!